художественная лепка

Данная программа ориентирована на одновременное решение задач художественного образования и эстетического восприятия, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единый процесс. Является составной частью художественно-эстетического направления деятельности в образовании.

Основу данной программы составляет художественная лепка-творческий ручной труд.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное. Учат не только смотреть и видеть, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать.

Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребёнок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки пластичные материалы.

Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности. Способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития ребёнка. В.А. Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ...» .

Программа предусматривает овладение техническими навыками лепки из различных материалов: глины, теста, пластики, папье-маше, скульптурной массы, пластилина ,а так же изготовление и оформление объёмных и плоскостных композиций, изготовление игрушек, сувениров, панно. Возраст детей от 7 до 15 лет, одна группа ( 207 ч ).

Актуальность программы

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Новизна

Данная программа дает знания, которые помогают в изучении профессионального мастерства дизайнера, скульптора.

Программа содержит разделы, включающие в себя как процесс изготовления изделий, так и процесс изготовления самого материала для лепки, составляющие ингредиенты которого можно постоянно изменять, заменять на появляющиеся новинки; а также появляется возможность постоянно экспериментировать с процессом изготовления соленого теста, папье-маше, его окрашиванием.

Отличительные особенности заключаются в том, что она включает в себя различные элементы декоративно-прикладного искусства: сувенирная лепка, декоративная, предметы народного творчества.

Педагогическая целесообразность

Заключается в том, что данная программа способствует: творческому развитию личности ребенка, умению самостоятельно создавать творческие работы, адекватно оценивать свои результаты в работе. Кроме того, программа призвана развивать толерантное поведение, терпимость в детях.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. По ней могут работать группы как одновозрастные, так и разновозрастные. Рассчитана данная программа  на один год обучения.  для детей младшего и среднего школьного возраста. 

Педагоги

Педагог дополнительного образования Карпечкова Надежда Павловна. Стаж работы:

Содержание программы

Учебно – тематическое планирование (126 часов).

 

 

 

 

Раздел 1. Вводное занятие - 6 часов. 

Раздел 2.Пластилин - 14 часа. 

Раздел 3. Тесто - 26 часов. 

Раздел 4. Глина - 26 часов.

Раздел 5. Папье-маше - 26 часов.

Раздел 6. Участие в конкурсах и выставках -8 часов.

Раздел 7.Воспитательно-массовое мероприятие -8 часов.

Раздел 7. Итоговое занятие -2 часа.

Цели программы

1. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.

2. Выявление одаренных детей посредством занятий художественной и декоративной лепкой.

3. Формирование у детей школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества.

Предметные:

Правильно пользоваться ножницами, иглой, и др. приспособлениями
Работать с различными видами тканей, материалами и фурнитурой
Применять различные приемы работы с бумагой, бисером, тканью;
Копировать чертежи
Откладывать необходимые размеры
Работать с клеем, с картоном
Изготовление простейших моделей
Научаться следовать устным инструкциям,
Читать и зарисовывать схемы изделий,
Создавать изделия, выполненные в разной технике;
Оформлять работы до полного завершения
Метапредметные:

Развито пространственное мышление, внимание, память,
Развитие мелкой моторики рук и глазомер
Улучшена координированность, может поставить цель и решить ее;
Развитие творческих способностей и фантазии. художественного вкуса
Может самостоятельно планировать и анализировать предстоящую работу, организовывать и контролировать свою деятельность.
Личностные:

Формирование положительного отношения к труду, бережного отношения к материалам;
Сформирован интерес к художественному творчеству;
Усидчивость для получения положительного результата;
Может доводить работу до конца;
Терпимость друг к другу;
Формирование любознательности к истории развития различных видов творчества;
Повышение самооценки через участие в художественном творчестве.
Овладеют навыками культуры труда;
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Результат программы

Предметные:

Правильно пользоваться ножницами и др. приспособлениями
Работать с различными видами пластичных материалов.
Применять различные приемы работы с пластилином, тестом, папье-маше, глиной и другими пластичными материалами;
Откладывать необходимые размеры
Работать с клеем, с картоном
Изготовление простейших изделий.
Научаться следовать устным инструкциям,
Создавать изделия, выполненные в разной технике;
Оформлять работы до полного завершения

Метапредметные:

Развито пространственное мышление, внимание, память,
Развитие мелкой моторики рук и глазомер
Улучшена координированность, может поставить цель и решить ее;
Развитие творческих способностей и фантазии. художественного вкуса
Может самостоятельно планировать и анализировать предстоящую работу, организовывать и контролировать свою деятельность.

Личностные:

Формирование положительного отношения к труду, бережного отношения к материалам;
Сформирован интерес к художественному творчеству;
Усидчивость для получения положительного результата;
Может доводить работу до конца;
Терпимость друг к другу;
Формирование любознательности к истории развития различных видов творчества;
Повышение самооценки через участие в художественном творчестве.
Овладеют навыками культуры труда;
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Ожидаемые результаты

Должны знать:

1) Понятия: скульптура.

2)Основы композиции и цветоведения.

3) Технологию работы с пластичными материалами.

6) Виды скульптуры.

7) Понятие «фактура» и «текстура».

Должны уметь:

1) Лепить из различных материалов (предварительно проанализировав работу, поставленные цели).

2) Овладеть различными приёмами лепки

4) Создавать композиции исходя из поставленных целей.

5) Работать в коллективе.

Особые условия проведения

Для овладения данной программой специальные навыки не нужны, ограничений по здоровью нет.

Материально-техническая база

Инструменты и материалы.

1. Пластиковая дощечка (12 шт).

2. Клей пва (12 шт), клей «Титан» или КМЦ (6 шт),

3. Формочки, палочки (от мороженного, чупа-чупса) , колпачки, линейки, скалки, пуговицы, коробки.

4. набор картона (12 шт), альбом для рисования (12 шт). аэрозоль акриловый (12 шт) ,

5. Простые карандаши (12 шт), набор фломастеров (12 шт), набор гуаши (12 шт), набор акриловых красок (12 шт),набор цветных карандашей (12 шт).

6. Кисти белка №2 и №4 , кисть синтетика № 2, щетина плоская №3 (по 12 шт).

7. Бисер (12 уп), пайетки (12 уп), зубочистки (12 уп), проволока (12 шт), фольга пищевая( 6 рулонов).

8. Пластилин (12 уп), мука (6 уп), соль (6 уп), бумажные полотенца (12 уп).

9. нитки (6 шт), леска (6 шт), палитра (12 шт).

10. набор пластики (12 шт), скульптурная масса, глина (12 уп), шпаклёвка по дереву (6 шт).

11. Мешковина, чеснокодавилка, шприц,

12. Духовка, фен.

13. Стеки (12 уп), маникюрные наборы (6 шт), ножницы (12 шт), зубочистки (6 уп) .

14. Молоток, нож канцелярский (6 шт), набор наждачной бумаги (6 уп), надфили (6 шт).

15. Баночки для воды (12 шт), тряпочки (12 шт).

16. Спички (3 кор), свеча (6 шт), пинцет (6 шт), кондитерские формочки (12 шт), губка (12 шт).

17. тесьма (36 метров), лак акриловый (по дереву) 12 шт, ткань разная(6 метров), шпагат (12 метров), обои (6 рулонов) , силиконовые формы (12 шт).

18 . Крахмал (6 уп), растительное масло ( 2 бут),

19. Мел для животных (6 уп)

20. Линейка (12 шт), аэрограф, компрессор, очиститель для аэрографа.

21. Компьютер, проектор.