Театрально-прикладное мастерство

Кукольный театр - искусство совершенно особое, уникальное, содержащее в себе огромные возможности, в том числе возможность влияния на формирование духовных и нравственных ценностей людей, их жизненной позиции. Являясь одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, кукольный театр не только дает возможность для раскрытия способностей и интересов подростка, но и помогает нарабатывать позитивный жизненный опыт, познавать себя, как личность, и учиться познавать других. Это доказывает актуальность и педагогическую целесообразность программы. Театр кукол, как и всякий другой вид искусства, обладает безграничными возможностями для эксперимента и творчества. Изготовление театральной куклы – дело сложное и одновременно доступное, это и ремесло, и творчество; здесь есть свои секреты, существует профессиональная азбука и грамматика, без овладения которыми невозможно проникнуть в удивительный мир – фантастический, прекрасный, бесконечно разнообразный, наивный и мудрый Мир Театра Кукол, под обаянием которого человечество находится уже несколько тысячелетий.

 

Педагоги

Ситникова Светлана Лукьяновна - педагог дополнительного образования, стаж работы более 20 лет

Содержание программы

Первый год обучения:

1. Вводное занятие
2. Знакомство с планшетной куклой.
3. Изготовление маленькой планшетной куклы из папье-маше.
4. Изготовление декораций
5. Изготовление бутафории
6. Итоговое занятие. Повторение и закрепление пройденных тем. Проведение выставок.

Второй год обучения:

1. Вводное занятие
2. Беседа: Японские планшетных кукол и их устройство.
3. Изготовление планшетной куклы в трикотажной технике.
4. Изготовление декораций
5. Изготовление бутафории
6 Итоговое занятие. Повторение и закрепление пройденных тем. Проведение выставок.

Цели программы

Освоение технологии изготовления театральных кукол и театрального реквизита; открытие возможности для развития инициативы, вдохновения учащихся на изучение театрального искусства.

Результат программы

По окончании I года обучения:

должны знать:

- правила безопасности при работе с иглами, ножницами;

- название и виды театральных кукол;

- историю и методику управления планшетной куклы

- способ изготовления головы куклы в технике папье-маше

- приспособление для управления куклой (гапит в голове и в спине)

- правила изготовление и оформления головы куклы;

- правила раскроя одежды куклы;

- технологическую последовательность изготовления куклы

- правила работы с бумагой и картоном

- технологию, конструирование из бумаги, папье-маше

должны уметь:

- выполнять поручение педагога, данное в устной форме;

- правильно организовывать и содержать в порядке рабочее место;

- лепить форму головы из пластилина, обклеивать ее в технике папье-маше

- разделять форму, собирать и грунтовать её

- изготавливать гапиты для головы и туловища, закреплять их

- изготавливать туловище куклы и одежду для неё

- изготавливать простые элементы декораций – «дома для деревни»

(работать с шаблоном, наклеивать на картон, красить, лакировать.)

- изготовить « кухонная утварь» в технике папье-маше

(лепить пластилиновую форму, оклеивать газетой, грунтовать, раскрашивать, лакировать)

По окончании II года обучения учащиеся объединения:

должны знать:

- названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними;

- последовательность изготовления планшетной куклы в трикотажной технике

- продолжая работать по образцам, проявляя свою творческую фантазию и самостоятельность, вносить изменения в образное и цветовое решение.

должны уметь:

- изготавливать планшетные куклы в трикотажной технике более сложные по конструкции, крупные по размерам: костюмированные, куклы – «образы».

- работать по образцам, проявлять свою творческую фантазию и самостоятельно вносить изменения в образное и цветовое решение.

- выкраивать и изготавливать планшетную куклы и одежду для них, в порядке технологической последовательности;

- пришивать конечности планшетной куклы при помощи пуговичного крепления;

- выполнять утяжки лица куклы в трикотажной технике из капрона;

- изготавливать и пришивать волосы к голове куклы, делая прически подходящие образу куклы;

- выполнять отделочные операции в изготовлении одежды и аксессуаров для кукол;

- уметь пользоваться канцелярским ножом при вырезании тонких деталей из картона

- собирать по схеме, раскрашивать и лакировать изделие.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на детей освоивших технологию изготовления перчаточных кукол, марионеток и др., имеющих навык работы с бумагой, картоном, тканью, мехом и т. д.

Возможен прием детей в группы без специальной подготовки.

Материально-техническая база

Для занятий групп требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухим, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение лучше всего обеспечивается люминесцентными лампами, создающими бестеневое освещение, близкое к естественному.

Кабинет должен быть оборудован необходимыми инструментами и материалами. Большое значение в работе имеет наглядность, поэтому каждое занятие сопровождается показом образцов готового изделия, а также раздачей лекал, дидактического материала, трафаретов. При знакомстве с теоретическим материалом используются иллюстрации, фотоальбомы, открытки, журналы.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

Материалы: нитки, ткани, пуговицы, тесьма, ленточки, бумага, картон, клей, краски (гуашь, акриловые), грунтовка, лак.

Инструменты, приспособления: иглы, ножницы, нитки, мелки, наперстки, сантиметровая лента, утюг, канцелярский нож, подкладная доска для резки картона.