ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

Значение физической культуры в школьный период заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.

Дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма ребенка, ослабляет его защитные силы. Поэтому, без двигательной активности невозможно полноценное физическое развитие.

Как известно, гимнастика представляет собой систему специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.

Спортивная гимнастика – это один из самых зрелищных и популярных видов спорта. Сложнокоординационный вид спорта, один из красивейших, динамичных и зрелищных видов спорта. Спорт, предъявляющий высокие требования к физической подготовке и развитию волевых качеств, например таких как, решительность и смелость. Гимнастки соревнуются в упражнениях на разновысоких брусьях, бревне, вольных упражнениях и в опорном прыжке. Гимнастика база для любого вида спорта, дает гармоничное развитие ребенку с самого маленького возраста.

Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений. Гимнастика многолика, она содержит сотни тысяч различных развивающих упражнений и прикладных упражнений без снарядов, с различными снарядами, и на снарядах.

 

Педагоги

Кузина Ольга Викторовна - старший тренер-преподаватель (п. Надвоицы)

Давыденок Лариса Николаевна тренер-преподаватель (п. Надвоицы)

Королева Лариса Григорьевна тренер-преподаватель (г. Сегежа)

Боровик Юлия Николаевна тренер-преподаватель (г. Сегежа)

Содержание программы

В гимнастике сложилась система поэтапного перехода спортсменов от начальных к более высоким ступеням мастерства. Многолетний тренировочный процесс как единая система подготовки. Специфика работы с новичками в первые годы предполагает выделение этапа начальной подготовки, На начальном этапе необходимо обеспечить базовую техническую подготовленность занимающихся, а далее – выполнение тестовых комбинаций, классифицируемых в разрядные категории.

В занятия гимнастикой вовлекаются девочки с шестилетнего возраста. Более раннее начало занятий возможно, но по особой программе оздоровительно-развивающей гимнастике, относящейся к средствам физического воспитания детей дошкольного возраста.

Концепция многолетней подготовки гимнастов базируется на единстве организационных, программно-методических основ, материально-технической оснащенности процесса и реализуется системным и комплексным использованием специфических средств и методов в сочетании с педагогическим и медико-биологическим контролем.

Начальный этап

Характерно применение самых разнообразных общеразвивающих упражнений для гармоничного развития опорно-двигательного аппарата занимающихся. Постепенно вводятся элементы на точность и координацию движений. Юная гимнастка познает пространственные, временные и силовые характеристики движений. В соответствии с принятым в гимнастике стилем осваивает основные и промежуточные положения рук, ног, туловища, головы и движения ими, направления перемещения. Приобретает представления об амплитуде, быстроте, темпе и ритме телодвижений.

Основой программы являются упражнения общей физической подготовки (далее ОФП), специальной физической подготовки (далее СФП) и специальной технической подготовки (далее СТП). В задачу специальной двигательной подготовки (далее СДП) входит:

- целенаправленное развитие координации движений;

- овладение умениями выполнять точные по амплитуде, направлению, степени мышечных усилий действия динамического и статического характера (позы).

Задача СТП:

- овладение элементами гимнастической школы: осанка, в том числе в висах, упорах, стойке на руках; основные положения тела и способы их изменения в висе и упоре;

- фрагменты техники базовых элементов на снарядах;

- начальная хореографическая, акробатическая и батутная подготовка.

Этап специализированной подготовки

Именно в эти годы формируются основные двигательные качества, осваивается очень большой обьем специфических для вида спорта двигательных навыков, приобретается опыт участия в соревнованиях по разрядным комбинациям. Данный этап характерен углубленным освоением гимнастической школы. Базовые элементы формируются в базовые учебные комбинации, способствующие овладению техникой упражнений основных структурных групп во всех видах многоборья. На этом фоне создаются заготовки для будущих индивидуальных композиций – осваиваются отдельные более сложные элементы, как правило построенные на развитии профилирующих навыков.

Программа содержит цели и задачи, материал по разделам подготовки (физической, технической, теоретической), средства и формы подготовки, а также контрольные нормативы. При разработке использованы передовой опыт и результаты научных исследований в области ТМФВ и С, спортивной медицины, анатомии и физиологии и пр. Составлена в соответствии с • Приказ Министерства спорта РФ от 12.09.2013г. № 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и срокам обучения по этим программам";Приказ от 30 августа 2013 г. № 691 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика"

Цели программы

Цель программы - получение специальных углубленных знаний из области спорта и гимнастики, формирование устойчивого интереса к занятиям спортом, формирование основных двигательных качеств и специфических для вида спорта двигательных навыков (элементов и соединений), гармоничное развитие всех физических качеств занимающихся в процессе обучения базовым элементам спортивной гимнастики на гимнастических снарядах.

Результат программы

Ожидаемые результаты на этапе начальной подготовки:

1. Иметь представление о понятиях физической культуры, спорта, гимнастики, знать гимнастическую терминологию простых упражнений и элементов.

2. Обладать средним и выше среднего уровнем развития основных физических качеств: силы, гибкости, ловкости (двигательно-координационных способностей), выносливости и быстроты.

3. Выполнить контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке (оценка не ниже 8,0 баллов за каждое упражнение).

4. Уметь четко различать в пространстве положение рук (в стороны, вверх, вперед), ног, туловища. Элементы вперед и назад, вверх и вниз, правым и левым боком. Распределять свои мышечные усилия (правая и левая сторона, толчковая и маховая нога), дифференцировать мышечные усилия, рассчитывать силу толчка или маха, принимать устойчивое положение при приземлениях и предпринимать движения для этого положения.

5. Освоить основы техники по спортивной гимнастике (навыки выполнения акробатических упражнений и соединений, элементов в равновесии на бревне, упражнений в висе на разновысоких брусьях, элементов хореографии и композиции под музыкальное сопровождение).

6. Выполнить на момент завершения этапа начальной подготовки 2 юношеский разряд.

7. отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий на этапе углубленной специализации.

Этап спортивной специализации:

1. Иметь специальные углубленные знания из области спорта и гимнастики, знать гимнастическую терминологию основных базовых упражнений школы гимнастики.

2. Обладать выше среднего или высоким уровнем развития основных физических качеств: силы, гибкости, ловкости (двигательно-координационных способностей), выносливости и быстроты.

3. Выполнить контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовке (оценка не ниже 8,0 баллов за каждое упражнение).

4. Выполнить на момент завершения этапа спортивной специализации 1 разряд или КМС.

 

Особые условия проведения

1. Выполнение нормативов общей физической и специальной физической подготовки и обязательной технической программы.

2. Для зачисления в группу начальной подготовки 1 года обучения (ГНП – 1 г.об) для девочек 6-7 лет 64,0 балла.

3. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки включают в себя тесты, определяющие уровень развития скоростно-силовых (1 контрольное упражнение), силовых (4 контрольных упражнения), скоростных способностей (2 контрольных упражнения) и гибкости (2 контрольных упражнения). По каждому из четырех разделов необходимо набрать в сумме 8,0 б.

4. Наличие медицинской справки об отсутствии противопоказаний, с указанием группы здоровья

Материально-техническая база

· разновысокие брусья;

· канат;

· акробатическая дорожка; 

· батут;

· бревно (высокое, низкое), скамейки;

· гимнастический мост (прыжковый) и конь (прыжковый стол);

· вспомогательные кубы (разная высота);

· гимнастические маты;

· гимнастические скакалки;

· гимнастические стенки;

· гантели;

жерди разной высоты (стоялки);