Чердачная игрушка

Игрушка-кукла, как произведение искусства, всегда отражала определённый этап развития культуры. Это сказывалось и в используемых при создании кукол тканях, в отделке, в костюмах, в характере технологии выполнения аксессуаров.

Настоящая программа предусматривает использование разных видов декоративно-прикладного творчества и художественных материалов.

Педагоги

Леттиева Антонина Юрьевна

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Знакомство с коллективом, обсуждение подробного плана работы на год и всего курса. Расписание. Введение в историю предмета в общих чертах и их взаимосвязь в декоративно-прикладном творчестве в современной жизни и в данном курсе обучения. Знакомство с родителями, подача заявлений о приеме ребенка в объединение.

Раздел 2. Правила техники безопасности

Инструктаж по техники безопасности при ручных работах, Электра – безопасность и личная гигиена (вводный, промежуточный). Организация рабочего места с соблюдением ТБ в течение всего учебного года.

Раздел 3. Основы конструирования

Основы технологии художественного рисунка, правила пользования художественными и изобразительными средствами. Проектирование и разработка лекал.

Раздел 4. Группировка швейных материалов. Швейная фурнитура

Основы материаловедения; разнообразие тканей из натуральных волокон (шелк, шерсть, лен, хлопок), искусственных волокон, синтетических волокон и ткани, трудных в обработке. Классификация ниток по номерам и по видам. Изготовление кукольной фурнитуры.

Раздел 5. Инструменты и приспособления для ручных работ и ВТО.

Инструменты и приспособления для ручных работ, такими как ножницами, вспарыватель, наперсток, сантиметровая лента, лекало, мелок, виды булавок. Классификация игл для ручных работ. Общая характеристика утюга и техническое обслуживание.

Раздел 6. Классификация ручных стежков и швов, технические условия для выполнения ручных работ

Классификация ручных швов и технические условия в порядке их ниточного соединения на ткани. Знание терминологии при выполнении швов и соединений тканей. Понятия стежок, строчка, шов.

Раздел 7. Практическая работа

Раздел 8. Контрольная работа

Раздел 9. Итоговое занятие

2 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Знакомство коллектива с вновь прибывшими, тестирование и опрос новичков, обсуждение подробного плана работы на 2-й год обучения со всем коллективом. Расписание. Проведение входной (проверочной) аттестации – проверяется уровень остаточных знаний за предыдущий год.

Раздел 2. Правила техники безопасности

Инструктаж по технике безопасности в течение всего учебного года.

Инструктаж по техники безопасности при ручных работах, Электра- безопасность и личной гигиены. Организация рабочего места с соблюдением ТБ в течение всего учебного года.

Раздел 3. Основы конструирования

Технология художественного рисунка и правила композиции, разложение и распространение цвета. Основы рисунка: эффект – светотени, оптический, кулис, глубины; техника – тремя цветами, шлифовки, применение штихеля; основы перспективы – воздушной, линейной; деление на зоны; цветовой спектр. Проектирование и разработка конструкции лекал будущей работы, перенос лекал на ткань с соблюдением условных обозначений.

Раздел 4. Группировка швейных материалов. Швейная фурнитура

В основах материаловедения и классификации тканей закрепление знаний, развитие умений и навыков обучающихся. Самостоятельный выбор средств и материалов для достижения выразительности и неповторимости творческой работы. Разработка, проектирование и изготовление кукольной фурнитуры.

Раздел 5. Инструменты и приспособления для ручных работ.

Ознакомить и закрепить с обучающимися навык использования в работе (полученный на первом году обучения) инструментов и приспособлений для ручных работ. Самостоятельный подбор инструментов и приспособлений, используемых в работе, с соблюдением всех технических условий работы.

Раздел 6. Классификация ручных стежков и швов, технические условия для выполнения ручных работ

Закрепление знаний, развитие умений и навыка «Правил технических условий при выполнении ручных работ», в порядке их ниточных соединений на ткани. Соблюдением технических условий, грамотно пользоваться терминологией при выполнении швов и соединений тканей, различать понятия стежок, строчка, шов.

Раздел 7.Практическая работа

Раздел 8. Контрольная работа

Раздел 9. Итоговое занятие

 

 

 

Цели программы

Обучение самостоятельному моделированию, изготовлению и пошиву интерьерных игрушек и кукол.

Результат программы

К концу первого года обучения

Дети должны знать:

  • требования по технике безопасности;
  • названия инструментов и приспособлений;
  • особенности материалов и техники;
  • особенности материалов и свойства, применяемые в художественной деятельности;
  • понимают значение терминов и специальных слов, предусмотренных и необходимых в изучении 1-го года обучения;
  • технические условия и приёмы при оформлении работ;
  • правила изображения и правила компонировки объема;
  • основы построения чертежей при конструировании лекал и условные обозначения;

Дети должны уметь:

  • пользоваться инструментами и приспособлениями: пяльцами, крючками, иглами, ножницами, леской, проволокой, кистями, карандашами и так далее;
  • пользоваться материалами: тканью, полимерной глиной, художественно-изобразительными средствами (гуашь, акварель, палитра), клеем, нитками;
  • лепить игрушки или детали отдельных частей тела, применяя различные способы лепки: от целого куска, примазывания частей, заглаживания поверхности; передавать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и представлению;
  • выполнять декоративные приёмы при работе с тканью, добиваясь реального изображения путём наращивания объёма;
  • правильно и точно выполнять все швы, соблюдая технические условия
  • разбирать и выполнять работы по схемам, трафаретам;
  • подбирать нитки, ткань, иглы к своим задуманным работам и производить самостоятельно их пошив;
  • экономно производить раскрой материалов, точность исполнения и качественная обработка изделия;
  • проявлять творчество в создании работ.

К концу 2 года обучения дети должны знать:

  • требования по технике безопасности;
  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  • различные виды прикладного творчества; основы художественного проектирования и эскизной графики;
  • правила последовательности выполнения работы; композиционно-смысловой центр и перспективу;
  • самостоятельно пользоваться условными обозначениями при работе.
  • уметь:
  • работать в определённой цветовой гамме; добиваясь тональной и цветовой грации, передавать объём, форму и движения предметов, фигур;
  • самостоятельно выбирать средства выражения своего задуманного замысла и комбинировать различные технические приёмы и материалы, для достижения выразительности и неповторимости творческой работы;
  • выполнять эскиз, моделировать, конструировать, самостоятельно производить раскрой игрушек, сувениров кукол (с соблюдением всех технических условий);
  • соблюдать всю последовательность выполнения работы;
  • самостоятельно создавать объемные панно, стилизованные композиции, передавая пропорции и особенности сюжета, отделять главное от второстепенного, идти от простого к сложному, от общих очертаний к деталям;
  • правильно и пропорционально размещать части тела на фигуре;
  • самостоятельно производить раскрой одежды;
  • работать с литературой.

Материально-техническая база

Материально-технические  условия реализации программы

1.            Столы – 8 штук (по 2 места за 1 стол).

2.            Стол для проглаживания ткани, утюг, розетка.

3.            Стулья – 15 штук.

4.            Шкаф или полка (для литературы, папок, тетрадей-конспектов, альбомов и т.д.).

5.            Шкаф (для оборудования и материалов).

6.            Умывальник, полотенце, мыло.

7.            Стенды – 3 штуки: постоянные и сменные для написания темы, терминов, зарисовок, эскизов и так далее).

8.            Уголок техники безопасности.

9.            Различные виды ткани: трикотаж, шёлк, шерсть, хлопчатобумажная, канва, флис, льняная, мех и так далее.

10.        Нитки: хлопчатобумажные, шёлк, армированные, шерстяные, пряжа, мулине.

11.        Иглы для ручных работ №2, №3, №4, булавки.

12.        Ножницы – 15 штук, линейки, клей ПВА, кисточки, ручки пишущие, набор копировальной бумаги, ластики, карандаши цветные, бумага (разная), обои, картон, гуашь, акварель, водоэмульсионная краска.

13.        Бисер, стеклярус, пайетки.

14.        Крючки для вязания №2; 2,5; 3; 5

15.        Шпагат, шнур льняной и бумажный.

16.        Набивка для игрушек (ватная, синтепоновая, поролоновая).

17.        Разнообразные приспособления – деревянные рамки разных размеров, проволока, леска, деревянные штабеля 15 штук (50х1.5х1.5).

 

Методические пособия

1.           Альбомы образцов по всем разделам и темам двухгодичного курса обучения с детальным техническим описанием изготовления и способами применения в оформлении и украшении деталей сувениров, кукол, поделок.

2.           Папки наборов рисунков по всем темам курса.

3.           Набор плакатов, уголков техники безопасности по предусмотренным разделам.

4.           Папки – схемы изготовления сложных работ, кружев, плетений, шитья, вышивок и так далее.

5.           Сменный стенд лучших работ учащихся, картинная галерея.

6.           Различные дидактические материалы по всем разделам курса (индивидуальные пособия для учащихся, трафареты, карточки и так далее).

7.           Выставочный стенд под литературу для обучающихся.