Общеразвивающая программа по волейболу

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку.

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны, но все же их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания об окружающей их среде. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Использование соревновательно-игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса, т.е. координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают освоение программного материала. Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития учащихся, но и их духовного воспитания. Использование соревновательно-игрового метода позволяет преподавателю успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку учащихся. Физическая подготовка является фундаментом для освоения любого вида программы. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению. Физическая подготовка делится на общую и специальную.

В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками, психологами и специалистами была выявлена особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности. Подвижные и спортивные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но и умственные, психические и творческие способности, нравственные качества и т.д.

 

Педагоги

Третьяков Виктор Алексеевич - тренер-преподаватель с высшим образованием, педагогический стаж работы 37 лет. Награжден Почетной грамотой Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия и Почетной грамотой Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта РК.

Содержание программы

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, инструкторская и судейская практика, участие в соревнованиях и матчевых встречах.

Во время организации и проведении занятий с обучающимися, следует обратить особое внимание на соблюдение мер по предупреждению и профилактике травматизма, а также санитарно-гигиенических требований к местам занятий, оборудованию, спортивному инвентарю.

Для эффективной работы тренеру необходимо учитывать особенности возрастного и полового развития детей, возрастных стимулов и интересов.

Групповые теоретические занятия проводятся в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, просмотров соревнований и изучения учебных видеозаписей. Теоретические занятия могут проводиться самостоятельно и в комплексе с практическими занятиями. Целесообразно отдельные положения теории подкреплять примерами из практики, иллюстрировать их схемами, таблицами, рисунками.

Занятия по вопросам гигиены, врачебного контроля, применения восстановительных средств и психологической подготовке, крайне желательны с участием специалистов (врач, психолог, массажист и т. д.).

Обучающимся младших возрастов теоретический материал преподносится в форме кратких популярных бесед.

В старших группах занятия должны быть более углубленными, продолжительностью до 45 минут в виде бесед и ответов на задаваемые обучающимися вопросы.

В общую физическую подготовку входит развитие основных физических качеств занимающихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия зависит от задач, решаемых на нем, а также условий обучения. При этом необходимо учитывать гигиенический фактор, т.е. занятия желательно проводить на свежем воздухе, спортивной площадке, стадионе. Хорошая общая физическая подготовка занимающегося и как следствие этого – его гармоническое развитие, связанное с совершенствование мышечного чувства, представляют собой необходимый фундамент для дальнейшей специализации в конкретном виде спорта.

Специальная физическая подготовка предусматривает развитие физических качеств, необходимых для конкретного вида программы. Развитие гибкости (подвижности суставов) во время игры в волейбол осуществляется при пассивном и активном воздействии. При совершенствовании подвижности в суставах следует придерживаться следующих правил ( развивать гибкость планомерно и систематически); использовать в игре или соревнованиях упражнения на растягивание и выполнять их пружинисто, небольшими сериями, с постепенным увеличением темпа и амплитуды; осуществлять полное разогревание тела перед началом упражнении; чередовать упражнения на гибкость с упражнениями на силу, ловкость, быстроту.

Для проведения спортивных игр важно научить детей обращаться с мячами (волейбольным, футбольным, баскетбольным). Упражнения такого вида динамичны и эмоциональны. Они способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты простой и сложной двигательных реакций. Требуют проявления находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Они эффективно влияют на развитие у обучающихся как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения) так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ).

 

Цели программы

 Достижение у обучающихся такого уровня здоровья и физической подготовленности, который обеспечивал бы полноценную жизнедеятельность гармонично развитой личности.

Результат программы

- адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе тренировки;

- обеспечение физического совершенства, высокого уровня здоровья и работоспособности обучающихся для подготовки его к любой общественно полезной деятельности.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности обучающихся, воспитанников являются:

  • выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке,
  • овладение обучающимися теоретическими знаниями и навыками по организации и проведению занятий и соревнований,
  • успешное выступление обучающихся в матчевых встречах.

Особые условия проведения

На спортивно-оздоровительный этап зачисляются обучающиеся общеобразовательных школ (мальчики/юноши и девочки/девушки - смешанный состав), желающие заниматься оздоровительными физическими упражнениями и волейболом, прошедшие обязательный медицинский контроль и допущенные к занятиям врачом.

Начальный возраст занятий волейболом 9 лет.

Материально-техническая база

Для проведения учебных занятий по волейболу в спортивной школе

используется спортивный зал по адресу пгт. Надвоицы ул.Строителей 7а. В зависимости от темы тренировочного занятия, используется следующее оборудование и необходимый инвентарь:

сетка волейбольная, стойки волейбольные, тележка для мячей, большое количество волейбольных (тренировочных и соревновательных)мячей, а также набивные и теннисные мячи, скакалки, гимнастические скамейки и гимнастические стенки.