«Юные зоологи»

Программа предназначена для учащихся младших и средних классов начальной школы, которые проявляют интерес к предметам естественнонаучного цикла. Направлена на учебно-познавательную деятельность и на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Занятия помогут расширить представления об экосистемах, овладеть умениями исследовательской деятельности, сформировать конкретно – деятельных экологических знаний, умений, навыков. на занятиях ребята лучше узнают природу родного края и получат навыки исследовательской и природоохранной деятельности.

Педагоги

Никитина Вера Викторовна – педагог дополнительного образования. Руководит детским коллективом 2 года.

Расписание

Занятия с группой 1 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.

Содержание программы

1 год обучения (ознакомительный уровень)

  • Мир вокруг нас
  • Природа и мы
  • Природа в нашем доме
  • Суровое время
  • Великие метаморфозы
  • Природа-Мать
  • Итоговое занятие: Даже малую былиночку любя
  • Конференция – отчет о проделанной работе. Задание на лето.

2 год обучения (базовый уровень)

  • Жизнь на Земле
  • Природные дома
  • Животный мир пресноводного водоема
  • Животные на дне и у воды
  • Лесные обитатели
  • Мир зеленых трав и мир вечной сырости.
  • Итоговое занятие: Природа родного края
  • Конференция – отчет о проделанной работе. Задание на лето.

Цели программы

Формирование экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.

Результат программы

Освоив программу, ребята будут

Знать:

  • О разнообразии растительного и животного мира, об охраняемых растениях и животных родного края.
  • О связи между человеком и природой, о взаимосвязях живой и неживой природы.
  • Какие фенологические изменения происходят в природе – в растительном и животном мире в течение года.
  • Основные классы животных и их характеристику.
  • Правила поведения в природе.
  • Биологию животных Живого уголка.
  • Правила ухода и кормления, животных Живого уголка.
  • Правила безопасности труда и пожарной безопасности, санитарии и гигиены.
  • Классификацию животных.
  • Биоценозы. Сообщества растений и животных характерные для данных биоценозов.
  • Изменения видового состава растительного мира и животного мира в зависимости от времени года.
  • Основные биологические термины и понятия.
  • Формы сохранения природы.

Уметь:

  • Определять и высказывать собственное мнение.
  • Работать с литературой (книги, энциклопедии, газеты, журналы), электронными ресурсами.
  • Проводить наблюдения за животными и делать самостоятельные выводы.
  • Ухаживать за обитателями Живого уголка
  • Определять растения и животных в их естественных условиях обитания.
  • Сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам.
  • Выполнять рисунки по экологической тематике.
  • Вести наблюдения за животными в их естественной среде обитания.
  • Фиксировать собранный материал в виде записей, рисунков, фотографий.
  • Пользоваться научно-популярной литературой, Интернет источниками, справочниками, определителями.
  • Давать характеристику животным по определителям.
  • Давать характеристику различным биоценозам.
  • Правильно вести себя в природе.
  • Участвовать в исследовательской и практической деятельности по охране природы.

Особые условия проведения

В программе много времени отводится на изучение животных в природе, в литературных и Интернет источниках, а так же на проведение наблюдений и опытов в условиях уголка Живой природы.

Экскурсии дают возможность углубить знания учащихся и закрепляют те нормы поведения в природе, которые они узнают на занятиях, во время игр, при выполнении заданий.

Занятия строятся так, что в группе могут заниматься ребята с ограниченными возможностями здоровья, продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Материально-техническая база

Для реализации программы используются два кабинета, один из них для проведения теоретических занятий, во втором кабинете располагается Живой уголок. Имеется фонд методических, наглядно – иллюстрированных материалов, аквариумы и две муравьиные фермы для ведения исследовательской деятельности.