ШКОЛА ПЕШЕХОДА

В программу «Школа пешехода» заложен комплексный, системный подход к обучению

Воспитанников в возрасте от 6,6 до 11 лет Правилам дорожного движения.
Продолжительность занятий 40-45 мин. учебного времени.
Сроки реализации 4 года, с учебной нагрузкой 1 год освоения – 66 часов в год (2 часа в неделю ) 2 – 4 год освоения – 68 часов в год (2 часа в неделю).

Формы работы: поисково-исследовательская (марафон, шефская деятельность в ДОУ, профилактическая работа (участие в акциях, профилактических мероприятиях); учебно-познавательная (беседы, экскурсии, практические занятия на учебном перекрестке и мн.др.), прикладная, творческо-игровая (тематические конкурсы, слеты, фестивали, соревнования, турниры, выступления агитбригад и др.); проведение теоретических и практических занятий на специализированной учебной территории (автогородок, автоплощадка).

Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, беседа, чтение, разучивание стихов, песен; прослушивание аудиороликов;
Наглядные – рисование, показ иллюстраций, пособий, занятия по прикладному и техническому творчеству; экскурсия (виртуальная, реальная), просмотр документальных и учебных фильмов; работа с учебной и специальной литературой, дидактическим материалом;
Практические – моделирование дорожной ситуации (магнитные доски, стенды по БДД), выполнение заданий в рабочих тетрадях, изготовление наглядной агитации, макетов (рисование, аппликация, макетирование); с применением игр: познавательных, ролевых (ситуативный тренинг, минутки безопасности, устный журнал и др.), спортивных, познавательных (конкурсы, турниры, олимпиады и др.); решение задач, тестовых заданий; совместное патрулирование, выставки, проект и мн. др.
Информационные (интерактивное обучение) – электронные образовательные ресурсы, в.т.ч. ИКТ технологии с использованием мультимедийных компьютерных тестов, презентаций, компьютерных тестов, сложных программные продукты – компьютерные игры.

 

Педагоги

Педагог дополнительного образования:
Краснова Ирина Владимировна

Содержание программы

Содержание курса
1-й год обучения (66 часов)

Введение (1час.)
Знакомство с учащимися. Формирование коллектива.
Содержание, цель, задачи образовательной программы "Школа пешехода«.
Вводная диагностика, проверка уровня знаний по правилам дорожного движения.
Раздел 1. Улица
Тема 1.1 Разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь»
Тема 1.2 Улица полна неожиданностей 
Тема 1.3 Праздник-викторина «Посвящение в пешеходы» 
Раздел 2. Дорога
Тема 2.1 Дорога и её составные части 
Тема 2.2 Светофор и его сигналы 
Тема 2.3 Сигналы регулировщика 
Тема 2.4 Дорожные знаки 
Тема 2.5 Перекрёстки 
Тема 2.6 Где можно и где нельзя играть 
Раздел 3. Транспорт
Тема 3.1 Транспорт 
Тема 3.2 Мы пассажиры 
Тема 3.3 Правила дорожного движения для велосипедистов, роллеров, скейтбордистов 

2-й год обучения (68 часов)
Введение
Общие правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Пожаробезопасность.
Вводная диагностика, проверка уровня знаний обучающихся по правилам дорожного движения на начало года – тестирование; анализ результатов. Определение режима работы и расписание занятий.
Раздел 1. Улица
Тема 1.1 Город, в котором мы живём
Разработка безопасного маршрута в школу и из школы.
Тема 1.2 Правила пешехода
Тема 1.3 Дорожные знаки для пешеходов и водителей 
Тема 1.4 Движение пешеходов индивидуально, группами, колонной 
Раздел 2. Дорога
Тема 2.1 Дорожная разметка и её характеристика 
Тема 2.2 Осторожно гололёд
Беседа, экскурсия-наблюдение.
Тема 2.3 Регулирование дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика 
Тема 2.4 Движение в жилых зонах и на дворовых территориях
пешеходов в жилой зоне.
Раздел 3. Транспорт
Тема 3.1 Правила движения специальных транспортных средств 
Тема 3.2 Велосипед. Правила безопасной езды на велосипеде
велосипеде.
Раздел 4. Основы медицинских знаний
Тема 4.1 Движение Красного Креста 
Тема 4.2 Служба скорой медицинской помощи 
Раздел 5. Пропаганда безопасности дорожного движения 

3-й год обучения (68 часов)
Введение. Моя безопасность 
Раздел 1. Улица
Тема 1.1 Наш путь в школу и новые маршруты
Разработка и презентация проекта "Мой безопасный путь в школу«
Тема 1.2 Дорожная безопасность в различных погодных и атмосферных условиях
Раздел 2. Дорога
Тема 2.1 Деятельность службы ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения 
Тема 2.2 Путешествие в страну дорожных знаков
Повторение учебного материала. Дорожные знаки.
Тема 2.3 Скорость, которую мы выбираем. Движение по автомагистралям 
Раздел 3. Транспорт (11 часов)
Тема 3.1 Остановка и стоянка транспортных средств
Тема 3.2 Мы пассажиры 
Тема 3.3 Приоритет маршрутных транспортных средств 
Тема 3.4 Перевозка людей и грузов 
Тема 3.5 Мой друг – велосипед
Торможение. Когда велосипедист становится пешеходом. 
Раздел 4. Основы медицинских знаний
Тема 4.1 Аптечка первой помощи – автомобильная 
Тема 4.2 Виды повязок. Правила бинтования 
Тема 4.3 Первая медицинская помощь при ДТП 
Тема 5. Пропаганда безопасного движения 

4-й год обучения (68 ч.)
Введение. Повторение учебного материала по дорожной безопасности
Раздел 1. Улица
Тема 1.1 ПДД – залог безопасности пешеходов 
Тема 1.2 ДТП с участием детей, предупреждение ДТП 
Раздел 2. Дорога
Тема 2.1 Принципы приоритетности регулирования дорожного движения.
Тема 2.2 Состояние дорог, тормозной путь 
Тема 3.1 Допуск транспортных средств к эксплуатации. 
Тема 3.2 Юный автолюбитель. Эволюция транспорта 
Тема 3.3 Движение с уважением
Выпуск наглядной агитации по дорожной безопасности листовок, памяток.
Тема 3.4 Велосипедист в дорожной безопасности 
Раздел 4. Основы медицинских знаний
Тема 4.1 Алгоритм действий при ДТП
Виды, причины, последствия ДТП. Виды травм. Первые неотложные действия на месте аварии. Извлечение пострадавших из повреждённого автомобиля. Диагностика состояния здоровья пострадавшего: схема ПО – ПП – ВО. Состав автомобильной аптечки.
Тема 4.2 Первая помощь при ДТП
Строение опорно-двигательного аппарата (скелет, кости, мышцы, суставы и др.). Типичные травмы: переломы, вывихи, ушибы, растяжения, переломы, ожоги. Первая помощь при ДТП. Алгоритм действий при ДТП.
Практические занятия:
Решение теоретических задач, отработка приёмов оказания первой доврачебной помощи, ролевые игры.
Раздел 5. Пропаганда безопасности дорожного движения
Выступление агитбригады. Выпуск наглядной агитации. Презентация проектов (фото-, видеорепортажи).
Обобщение знаний. Итоговое занятие по курсу ПДД в начальной школе
Обобщение знаний. Подведение итогов. Диагностика тест-опрос.

Цели программы

Цель программы:
охрана жизни и здоровья детей,формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения,практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения.

Результат программы

Результаты освоения курса
Воспитанники 1-го года обучения:
знают:
- кто является участниками дорожного движения;
- обязанности пассажиров, пешеходов;
- основные сведения о дорожных знаках, дорожной разметке;
- группы знаков, виды светофоров;
- значения сигналов светофоров;
- виды транспорта;
- особенности зимней дороги и дорожного покрытия;
- понятие дорожно-транспортное происшествие, причины ДТП и последствия.
умеют:
- определять безопасные места для игр на улице;
- выбирать безопасный путь движения в школу и из школы домой с родителями;
- безопасно переходить проезжую часть дороги, подчиняясь светофорам, знакам;
- описывать дорожную ситуацию, определять нарушителей;
- рисовать по памяти с помощью шаблона геометрической фигуры – дорожные знаки;
- находить по иллюстрациям элементы дороги в городе;
- определять по макету безопасный путь в школу.
владеют:
- приемами рассказа, объяснения дорожной ситуации;
- приемами решения познавательных задач;
- навыками безопасного поведения в общественном транспорте, личном транспорте при содействии взрослых.

Воспитанники 2-го года обучения:
знают:
- особенности организации дорожного движения в городе, области;
- основные понятия, термины, связанные с дорожным движением;
- места безопасного передвижения в микрорайоне, около школы, дома;
- элементы дороги вне населенного пункта;
- устройство роликовых коньков, приемы безопасной езды на роликах;
- причины и последствия ДТП;
- о профессии водителя;
- о городском общественном транспорте и обязанностях пассажира;
- переходить проезжую часть дороги, подчиняясь сигнала светофора и ориентируясь по пешеходным переходам;
- двигаться индивидуально, группой в сопровождении учителя, родителей;
- анализировать и определять по иллюстрациям, видеофильмам нарушителей дорожного движения, преимущество движения;
- определять безопасные места для игр на улице, во дворе;
- определять направление движения транспортных средств, по сигналам регулирования и маневрирования автомобиля;
- моделировать дорожную ситуацию, разводить транспорт на макете.
владеют:
- приемами безопасного перехода дороги с односторонним, двусторонним движением;
- дополнительными сведениями о транспортных светофорах;
- культурой участников дорожного движения (пассажир, пешеход);
- приемами безопасного передвижения на роликовых коньках.

Воспитанники 3-го года обучения:
знают:
- историю развития дорожного движения в России;
- права и ответственность участников дорожного движения;
- особенности движения пешеходов и транспорта по прилегающей территории;
- принцип приоритетности регулирования дорожного движения;
- железнодорожный транспорт, особенности его передвижения и виды;
- обязанности велосипедиста;
- устройство велосипеда.
умеют:
- определять безопасные места для игр на улице, во дворе;
- изготавливать макет "Мой безопасный путь в школу";
- моделировать дорожную ситуацию;
- определять безопасные места передвижения на велосипеде;
- осуществлять фигурное вождение велосипеда;
- подготовить велосипед к движению (простейший ремонт, наладка).
владеют
- безопасного перехода проезжей части.

Воспитанники 4-го года обучения:
знают:
- правовые основы области обеспечения БДД на территории РФ, в Международном праве;
- правила движения специальных транспортных средств;
- о деятельности ГИБДД;
- приемы маневрирования на велосипеде, транспортными средствами;
- закономерности выбора скоростного режима в различных климатических условиях;
- правила дорожного движения касающиеся остановки, стоянки ТС, приемов пользования внешними световыми приборами;
- ответственность участников дорожного движения за нарушения ПДД;
- виды транспорта: водный, воздушный;
- об истории развития деятельности отрядов ЮИД, положение об отрядах ЮИД.
умеют:
- определять безопасные места для игр на улице;
- определять направление движения транспортных средств; правостороннее и левостороннее движение;
- умеют оценивать и анализировать действия других участников движения в реальных условиях дорожного движения;
- выполнять объемные конструкции из бумаги;
- решать экзаменационные билеты по ПДД на ПК;
- вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшему в ДТП;
- применять на практике главное правило БДД: "Оцени, спланируй, действуй".
владеют:
- приемами безопасного перехода проезжей части дороги по регулируемым и нерегулируемым перекресткам, пешеходным переходам;
- осознанными навыками безопасного поведения в условиях улично-дорожной сети;
- культурой участников дорожного движения через демонстрационное поведение (пешеход-пассажир-водитель).

Материально-техническая база

VIII. Описание материально-технического обеспечения
1.Демонстрационный материал
1. Набор дорожных знаков. Пленка.
2.Документальный фонд. Методическая литература
1.Логинова Л.Н. «365 уроков безопасности», «Айрис Пресс» Москва, 2000г.
2.Коваленко В.И. «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу, Москва «ВАКО», 2004 г.
3.Видеоматериал. Носитель
1.Азбука безопасности на дороге.Видео уроки из цикла "Уроки тётушки Совы"DVD
2. Азбука безопасности. Смешарики на дороге.- 19 серий DVD
3. Презентация "Экзаменационные билеты по правилам дорожного движения«
4.Цифровые ресурсы:
1.Википедия: Свободная энциклопедия (Электронный ресурс).Электронные данные. – URL:https://ru.wikipedia.org
2.Правила дорожного движения для детей и родителей http://scshurma.narod.ru/
3.Сайт «Безопасность детей на дорогах» http://www.bdd.mosuzedu.ru/
4.Сайты по ПДД http://perekrestok.ucoz.com/
5.Дидактический материал (игры, пособия)
1.Настольный макет для изучения правил дорожного движения "Перекресток"
2. Говорящие знаки. Настольная игра для изучения правил дорожного движения.
3. Детское Домино. Знаки. Домино на тему дорожных знаков. Пленка на поликарбонате.
4.Жезл для регулирования дорожного движения. Жезл
5.Свисток для регулирования дорожного движения. Свисток
6.Сигналы светофора. Круги. Картон ламинированный
7. Набор для велогородка.