«Юные исследователи природы»

Программа направлена на учебно-познавательную деятельность и на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Занятия предусматривают активное проявление знаний, умений обучающихся, осознание значимости экологических знаний, их ценности. Знакомство с животными и растениями родного края. Благодаря данной программе у обучающихся продолжит развиваться познавательный интерес к экологии, чувство сопричастности к общему делу каждого члена детского объединения.

Педагоги

Никитина Вера Викторовна – педагог дополнительного образования. Руководит детским коллективом 2 года.

Расписание

Занятия проходят 1 раз в неделю (воскресенье), по 3 академических часа.

Содержание программы

1 год обучения (ознакомительный уровень)

  • Мир вокруг нас
  • Природа и мы
  • Природа в нашем доме
  • Суровое время
  • Великие метаморфозы
  • Природа-Мать
  • Итоговое занятие: Даже малую былиночку любя
  • Конференция – отчет о проделанной работе. Задание на лето.

2 год обучения (базовый уровень)

  • Жизнь на Земле
  • Природные дома
  • Многообразие жизни пресноводного водоема
  • Животные водной и наземной среды
  • Лес и его обитатели
  • Мир зеленых трав и мир вечной сырости
  • Итоговое занятие: "Природа родного края
  • Конференция – отчет о проделанной работе. Задание на лето.

Цели программы

Всестороннее изучение природы своей местности. Формирование представления об особенностях природы своего края. Воспитание экологической культуры.

Результат программы

Освоив программу, ребята будут

Знать:

  • Секреты живой и неживой природы
  • Фенологические изменения в природе
  • Разнообразие растительного и животного мира республики Карелия
  • Различные способы сбора и хранения природных материалов
  • Понимать схемы, рисунки, эскизы
  • Охраняемые растения и животные родного края
  • Нравственные правила обращения с объектами природы
  • Биологические особенности обитателей "Живого уголка"
  • Правила содержания и кормления животных "Живого уголка"
  • Что такое экология и что она изучает
  • Экологическую ситуацию родного края
  • Основные природные сообщества-экосистемы
  • Экологические связи внутри сообществ
  • Базовую систематику растительного и животного мира родного края
  • Строение и развитие растений и животных
  • Взаимосвязи животных между собой и окружающей средой
  • Значение растений и животных в природе и хозяйственной деятельности человека

Уметь:

  • Работать с информационными источниками, с литературой (книги, энциклопедии, газеты, журналы, электронные ресурсы)
  • Работать в группе, выражать свою точку зрения, выслушивать мнения окружающих
  • Работать с определителями
  • Сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам
  • Выполнять рисунки по экологической тематике
  • Наблюдать за явлениями в природе, за растениями, животными и анализировать данные наблюдения
  • Правильно ухаживать за животными "Живого уголка"
  • Правильно вести себя в природе и при обращении с животными
  • Классифицировать экологические связи
  • Устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой
  • Устанавливать цепи питания
  • Выявлять характерные отличительные и похожие признаки животного и растительного мира
  • Оформлять собственные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе
  • Распознавать растения и животных родного края
  • Сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями
  • Называть условия необходимые для жизни растений, животных
  • Проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями
  • Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов
  • Участвовать в исследовательской и практической деятельности по охране природы

Особые условия проведения

На занятии педагог помогает детям освоить соответствующую систему знаний и последовательно способствует формированию необходимых умений.

Материально-техническая база

Для реализации программы используются два кабинета, один из них для проведения теоретических занятий, во втором кабинете располагаются "Живой уголок". Имеется фонд методических, наглядно – иллюстрированных материалов, аквариумы и две муравьиные фермы для ведения исследовательской деятельности.