«Глиняная игрушка»

Методическая база курса как «вида искусства» и «учебного курса» основана на ведущих принципах теории культуры. Каждый ребёнок рассматривается как носитель художественной национальной культуры.

Эстетических чувств, потребностей, эстетических вкуса и идеала через формирование самоуважения, исторического сознания, оценочного отношения к предметному миру.

По данной программе дети имеют возможность обучаться народному творчеству. Русская народная игрушка напоминает нам, что кроме компьютеров и сверхскоростей есть высокая простота жизни человека в гармонии с миром природы, объяснение мудрости – многое через немногое. У детей отмечается потребность создавать рукотворные вещи из естественных природных материалов. Глина самый доступный из них. Детям важен, как сам процесс изготовления игрушки, так и его результат.

Педагоги

Матулайтене Галина Викторовна – педагог дополнительного образования

Расписание

Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа

Содержание программы

1 год обучения

  • Базовые формы;
  • История возникновения и создания глиняных изделий;
  • Общая характеристика глины;
  • Технология обработки глины;
  • Лепка и роспись простейших форм;
  • Золотая осень, Образы животных в изделиях из глины, Моя любимая игрушка, Диковинные сосуды, Лепка фигуры человека, Лепка рельефа, В мире животных, Лепка фигуры человека (по мотивам русских народных сказок), Лепка декоративных работ;
  • Составление композиции из простейших форм;
  • Составление композиции по заданной теме.

2 год обучения

  • Осень – пора листопада и урожая, Эти забавные животные, Лепка посуды, Лепка декоративных работ, Изготовление сувениров, Лепка фигуры человека в композиции, Праздничные народные гулянья, Русский праздничный костюм.

3 год обучения

  • Технология изготовления сложных настенных и объемных композиций;
  • Растительный мир, Мир русских традиций, Красавица-зима, Эти смешные животные, Подводный мир, Природа и человек;
  • Изготовление праздничных сувениров;
  • Керамические изделия малых форм;
  • Изготовление изделий для домашнего обихода.

Цели программы

С помощью системы знаний создать условия для формирования эмоционально-отзывчивой, творчески-активной личности, пробудить интерес к керамике на тематической и технологической основе изучения народного искусства и местного фольклорного материала.

Результат программы

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Уметь под руководством педагога выделять в изделии основные части и определять их форму;

Уметь выбирать необходимые материалы, инструменты, прослеживать операции по изготовлению изделий, контролировать правильность своих действий;

Уметь организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

Знать особенности строения тела человека и животных (голова, шея, тело, конечности)

Уметь экономно и рационально расходовать материалы, пользуясь предварительной разметкой;

Осуществлять наблюдения и исследования свойств различных материалов;

Оценивать процессы и результат своего труда;

Выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.

Знать историю ремесел и рукоделий, о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

Знать народные художественные промыслы России и родного края;

Научиться основным приёмам изготовления простых деталей, уметь работать с дополнительным материалом ;

Освоить конструктивный способ лепки;

Знать правильные названия и назначение некоторых инструментов, материалов и правила безопасности труда;

Уметь работать с гуашевыми красками, палитрой, иметь начальные представления о цветоведении и композиции;

Знать способы обработки некоторых художественных материалов и бумаги;

Иметь начальное представление о декоративно-прикладном творчестве

Комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия.

Особые условия проведения

Занятия построены с учётом материально-технической базы учреждения и доступны семьям с любыми материальными возможностями. Занятия строятся так, что в группе могут заниматься ребята с ограниченными возможностями здоровья.

Материально-техническая база

Кабинет, имеющий хорошее освещение; стулья, рабочие столы; стол и стул педагога; шкаф для размещения материалов, наглядных пособий; доска школьная, электрический шкаф для просушивания поделок.

Материалы и инструменты: краски, набор кисточек из натуральных материалов, быстросохнущий лак; деревянная скалка; зубочистки; небольшой кухонный нож, ножницы, в том числе маникюрные; расческа; формочки для выпечки (металлические); пробки от бутылок с резьбой, пуговицы с рельефным рисунком; баночка под воду; небольшая кастрюлька с водой и полотенце; клеенка для стола и т.д.