Хор

Программа хорового пения целиком основана на произведениях композиторов-классиков. Все произведения выверены временем, олицетворяют собой единство формы и содержания, гармоническую ясность и завершенность, тонкость и глубину воплощения чувств, эмоций, мыслей. Классическая музыка благотворно руководит психическим развитием детей. Идея сотрудничества и диалога композитора, сочинившего музыкальное произведение, учителя-дирижера и ученика-певца пронизывает каждый урок музыки. Классическая музыка, как и литература, изобразительное искусство дает возможность прожить несколько жизней вместо одной.

Задача педагога – открыть для ребенка культурные пути всего человечества, освоить опыт, накопленный творцами духовных богатств. Классическая музыка раскрывает и обогащает духовный мир каждого ребенка, яркая одаренность которого несомненна. Духовно-интеллектуальное возвышение ребенка – основной смысл и содержание нашей работы. Высокое искусство имеет магическую, ни с чем несравнимую силу воздействия на духовный мир человека, оставляет основу нравственного развития личности. Все эти качества классической музыки создают возможность влиять на чувственную сферу ребенка, на его суждения, взгляды, развитие вкуса, вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, и к самому процессу пения, то есть рождается устойчивое положительно-эмоциональное отношение к учебе.

Управление процессом развития детского голоса, максимально учитывая его естественную природу, а также использование принципа звукоподражания, открывает у каждого ребенка способность к чистому интонированию.

Предмет «Хоровое пение» имеет глубокие интеграционные связи со всеми гуманитарными дисциплинами: музыкой, литературой, русским и иностранными языками, Особенно ценно, что эти связи постоянны, устойчивы и регулярны.

Каждый год обучения служит закреплению накопленных вокальных навыков и знаний, одновременно является дальнейшим шагом творческого развития учащихся и предполагает более высокий уровень знаний и навыков.

Педагоги

Логвиненко Анжела Владимировна

Содержание программы

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

1. Работа над певческой установкой и дыханием. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на "цепном дыхании).

2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

3. Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

4. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа

Цели программы

Цель программы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей обучающихся и вовлечения их в певческую деятельность, расширение их музыкального кругозора.

Задачи:

- развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;

- формировать первичные представления о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека;

- развивать художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- учить умению воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;

- способствовать формированию творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать «прекрасное» в социуме;

- развивать у детей стремление к творческой деятельности;

- формировать навыки общения и культуры поведения.

Результат программы

Учащиеся научатся:

- понимать дирижерские жесты

- познакомятся с различными образцами народного песенного творчества

- научатся эмоционально откликаться на звучащую музыку, осознанно воспринимать ее

- расширят кругозор в области музыкального искусства

- обретут уверенность при публичных выступлениях

- овладеют навыками совместной певческой деятельности

- проявлять творчество при исполнении музыки

- оценивать свое исполнение и самостоятельно устранять недочеты

- самостоятельно выбирать музыкальное творчество как сферу своей деятельности

Материально-техническая база

Кассетный магнитофон

Фортепиано

Телевизор

Мультимедийный проектор

Ноутбук

Коллекция CD (mp3), DVD