Школа географа- исследователя

В ходе изучения ученики смогут давать объяснения процессам, происходящим в геосистемах различного уровня и природе. Также научатся строить модели различных объектов и характеризовать их.

Данная программа дополнительного образования по географии рассчитана на 105 часов: из них 5 – 7 классах по 35 часов (1 час в неделю). Данную программу внеурочной деятельности можно использовать с учащимися 5-7 классов. Предлагается несколько разделов – «Школа географа-следопыта», «Я – землевед», «Я – фенолог». Каждая программа включает содержание, тематическое планирование, поурочное планирование. Содержание данной программы дополняет курс физической географии и краеведения.

Педагоги

Учитель географии, биологии и химии

Мартынов Алексей Александрович

Содержание программы

"Я – географ-следопыт"

5 класс

 

Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю)

Курс состоит из шести разделов:

- Введение;

- Земля как планета солнечной системы;

- Внутреннее строение Земли;

- Атмосфера;

- Водная оболочка Земли;

- Биосфера.

 

Целью курса является расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

 

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

1. обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

2. формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;

3. развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Содержание курса

 

Курс "Я – землевед"

6 класс

 

Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю)

 

Курс состоит из трех разделов:

- История географических открытий;

- Изображение земной поверхности;

- Геосферы Земли.

 

Целью курса является расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

· обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

· формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;

· развивать познавательные потребности и способности, креативность.

 

Курс "Я – фенолог"

7 класс

 

Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю)

Курс состоит из трех разделов:

· Русский земледельческий календарь;

· Введение в фенологию;

· Наблюдение за отдельными элементами погоды и изучение метеоприборов.

 

Цель курса: углубить знания учащихся о погоде своей местности на основе фенологических наблюдений.

 

Задачи:

1. Научить работать с метеорологическими приборами.

2. Закрепить навыки обработки метеорологических наблюдений.

3. Научить и привить навыки ведения фенологических наблюдений.

Курс состоит из трех разделов:

Раздел 1. Введение в фенологию

Раздел 2. Русский земледельческий календарь

Раздел 3. Наблюдение за отдельными элементами погоды и изучение метеоприборов

Цели программы

Цель программы дополнительного образования по географии – развитие у школьников понимание величайшего значения ландшафта в формировании нашего общества и хозяйства. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников и любви к Родному краю.

Результат программы

Планируемые результаты изучения разделов курса "Школа географа-исследователя"

Ученик научится:

· Характеризовать основные общегеографические закономерности, их практическую значимость;

· Применять методы географической науки для изучения общих географических закономерностей: наблюдать и описывать природные процессы на моделях или геосистемах своей местности;

· Использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих географических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки оболочек географической оболочки; существенные признаки геосистем и процессов, происходящих в них;

· Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

· Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

· Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в геосистемах и географической оболочке;

· Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии и конференциях по обсуждению экологических проблем на разных уровнях, процессов, происходящих в геосистемах, оболочек Земли.

Материально-техническая база

Приборы для лабораторных и практических работ

Лупа ручная, штативы лабораторные, термометры, барометр, психрометр, компасы, школьные нивелиры, флюгер

Посуда и принадлежности для опытов

Наборы химической посуды

Спиртовка

Гербарии

Основные группы растений, сельскохозяйственные растения, растительные сообщества.

Коллекции

Горные породы и минералы

Объемные модели

Теллурий

Глобус

Печатные пособия

Географический атлас мира и России

Географический атлас Карелии

Географическая энциклопедия