Физика вокруг нас

Учебный курс «Физика вокруг нас» имеет основной целью мотивировать учащихся среднего звена средней общеобразовательной школы к дальнейшему изучению физики в 7–9-м классах. Материал по физике интегрирован с материалом по её истории, а также по географии, биологии, астрономии, как и предусматривается проектом ФГОС нового поколения. Уровень сложности превышает обязательный, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира.

Курс рассчитан на 34 получасовых (20–25 мин) занятия с учащимися 5–6-го класса во внеурочное время, но при высокой мотивированности, например, в частных школах, где родители, как правило, заинтересованы в пропедевтике физики, может проводиться, начиная с 3–4-го класса. Как показывает опыт, увеличивать время занятия нецелесообразно, так как дети быстро теряют внимание и интерес, что влияет на степень усвоения материала.

Педагоги

Ражиева Надежда Григорьевна учитель физики.

Содержание программы

Курс разделён на 5 блоков по основным разделам физики, которые изучаются на 7 занятиях каждый (последний – на 6)После прохождения курса учеников ждет итоговое занятие – конкурсная игра по всем темам раздела с привлечением интегрированного материала по предметам естественно-научного цикла. Каждое занятие проходит в форме фронтальной беседы с обсуждением тематической презентации и мультимедийным материалом.

Блоки:

1. Основные понятия физики. Строение вещества. Механические явления.

2 Силы природы.

3 Тепловые явления.

4 Давление. Давление жидкостей и газов. Свойства поверхности жидкости.

5 Световые и звуковые явления.

Цели программы

Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- пропедевтика основ физики.

- получение учащимися представлений о методах научного познания природы;

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного эксперимента(исследования);

- формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла 

Результат программы

Обучающиеся должны:

– знать:

· элементарную физическую терминологию;

· основные понятия физики;

· строение и свойства вещества;

· виды сил в природе;

· элементарные понятия о свете, звуке, движении, температуре, давлении, фазовых переходах;

· особенности некоторых представителей животного и растительного мира с точки зрения физики.

 

– уметь:

· объяснять происходящие явления;

· видеть связь между причиной и следствием явления;

· характеризовать свойства тела, особенности сил;

· различать источники света, световые явления, характеристики звука, агрегатные состояния вещества и их изменения;

· оценивать расстояния в космических и микроскопических масштабах;

· приводить примеры ко всем изученным понятиям.

Материально-техническая база

Учебно-методические средства обучения: подборки мультимедийных материалов и опытов (видеоверсии или описания для выполнения учащимися на занятиях и дома), авторские презентации, научно-познавательные фильмы. Ноутбук, проектор.