" Азбука черчения"

Одной из наиболее сложных дисциплин в старших классах общеобразовательной школы является курс геометрия – стереометрия. Основная причина, по которой у многих школьников возникают трудности в его изучении в 10-11 классах, связана с резким переходом от работы с плоскостными объектами (7-9 классы) к работе с объектами пространственными.

Программа курса «Азбука черчения» отвечает современному подходу к развитию мышления детей и позволяет подготовить их к изучению систематического курса геометрии, осуществляя тем самым преемственность обучения.

Программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология», «черчение» и «искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни, предусматривает развитие художественно – конструкторских способностей учащихся, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования.

Педагоги

Стрекаловская Раиса Викторовна 

Содержание программы

Содержание курса:

1.Начальные понятия.

Разнообразный мир линий. Главные линии. Луч, отрезок, прямая, ломаная, многоугольник. Угол. Треугольник. Прямоугольник. Куб. Измерения. Длина отрезка. Градусная мера угла. Транспортир.

2.Техника выполнения чертежей.

Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графического изображения: эскиз, чертеж, технический рисунок, диаграмма. Виды чертежных инструментов, материалов, принадлежностей. Масштабы. Графическое представление информации: графики, диаграммы. Виды композиционного и цветового решения. Построение диаграмм.

3. Чтение и выполнение чертежей. Многогранники.

Предметы и их формы. Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразование. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида.

4. Геометрические построения.

Углы. Построение и деление углов. Параллельные и перпендикулярные прямые. Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Взаимное расположение прямой и окружности. Деление окружности на равные части. Построение овала. Графические способы решения задач на плоскости. Шар. Конус. Цилиндр.

5. Виды проецирования предметов.

Метод проецирования. Расположение видов на чертеже. Эскизы, их назначение и правила выполнения. Анализ геометрической формы предмета. Выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных фигур в системе прямоугольной проекции. Выполнение технического рисунка по чертежу. Выполнение эскиза детали с натуры.

6. Творческий проект. Фигуры на плоскости и тела в пространстве.

Построение треугольников. Параллелограмм. Правильные многоугольники. Изображение различных вариантов геометрических построений. Темы проектов: 1). Комплексный чертеж призмы. 2).Комплексный чертеж пирамиды. 3).Комплексный чертеж цилиндра. 4).Комплексный чертеж конуса.

 

Цели программы

Обеспечение преемственности изучения геометрического материала начальной и основной школы;

Обеспечение предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии в 7 классе;

Реализация межпредметных связей геометрии с черчением и графикой;

Привитие интереса к геометрии.

Результат программы

Ученики научатся:

-рационально работать с чертежными инструментами;

-выполнять построения основных геометрических фигур по заданным размерам;

-правильно оформлять чертежи;

-производить моделирование на основе чертежей;

-снимать размеры несложной детали;

-делить окружность на 3, 4, 6, 8 равных частей;

-выполнять несложные чертежи в разных масштабах;

-выполнять геометрические орнаменты в круге, квадрате;

-выполнять изделие с опорой на инструкционную карту;

-защитить свой творческий проект.

Материально-техническая база

1. Технические средства обучения:

· Ноутбук;

· мультимедийный проектор;

2. Учебно – практическое оборудование:

· доска меловая;

· доска, разлинованная в виде сетки, для построения графиков;

· инструменты для работы ученика у доски: (линейки разной длины, транспортир, циркуль, угольники);

· демонстрационный и раздаточный наборы планиметрических тел;

· демонстрационный и раздаточный наборы стереометрических тел.