Край,в котором я живу.

Природа – неиссякаемый источник красоты, тайн и загадок. Она удивительна, разнообразна красками и формами. Природа – настоящий храм красоты, науки, и не случайно музыканты, поэты, художники и конструкторы-изобретатели черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей средой. Это взаимодействие становится всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Именно поэтому лидирующее место занимает экологическое образование и воспитание. Основа экологического образования и воспитания изучение местного краеведческого материала.

Содержание программы

Содержание

3 класс (34 часа) 

Введение

Карелия – часть России. Государственная символика Карелии

Раздел I Природа Карелии (10 часов)

День и ночь по сезонам на широте Карелии. Наблюдение сезонных явлений в природе.

Значение и использование водоемов, лесов, болот Карелии человеком. Охрана лесов, водоемов Карелии.

Особенности климата. Наблюдение за погодой своей местности

Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности. Влияние человека на животный и растительный мир своей местности. Местные растения и животные из Красной книги Карелии. Охрана растений и животных в своей местности.

Ориентирование в окрестностях школы, своего дома, населенного пункта. Описание дороги в школу и домой.

Практические работы: изучение свойств воды своей местности, распознавание растений, грибов и животных с помощью атласа-определителя, составление коллекций природных объектов.

Творческие работы: рисунки ближайшего водоема, растений и животных леса, луга, др.

Экскурсии: знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия растений и животных

Раздел II Литературное чтение (8 часов)

Древние былины из Заонежья

Былины Основные герои и сюжеты былинного эпоса Карелии. Чтение одного

былинного сюжета – «Исцеление Ильи Муромца» или "Святогор«.

Первое знакомство с эпосом «Калевала», как памятником мировой культуры. Основное содержание эпической поэмы "Калевала"

Русский, карельский, вепсский и финский фольклор (по выбору учителя)

Сказки народов Карелии.

Установка на эмоциональное первоначальное восприятие.

Писатели и поэты Карелии – детям

Рассказы и стихи о детях, о природе, об истории, написанные

И.Востряковым, С.Зааловой, Т.Шапиро, Ю.Линником, В.Потиевским и др.

(по выбору учителя)

Использовать доступные детям этого возраста фрагменты произведений русских писателей, посещавших Карелию и писавших о ней: С.Я. Маршака, К.Г. Паустовского, М. М. Пришвина (по выбору учителя)

Раздел III Читаем историю (10 часов)

Истории родного края. Как мы узнаем о прошлом родного края? Петроглифы. Оленестровский могильник.

Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт.

Крепость Корела. Основание крепости Олонец.

Основание Петровских заводов. Петровская слобода. Петр Первый в Карелии. Марциальные воды. Александровский пушечный завод.

Важные и яркие события из истории родного края. Знаменитые земляки в прошлом и настоящем. Г.Р. Державин. Ф.М Глинка. М.М Пришвин.С. Я. Маршак

Практические работы: поиск и показ на карте территорий проживания племен,

городов, границы края, мест изученных сражений, исторических событий;

изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов – посуды, орудий труда, одежды, вооружения, макетов памятников

Экскурсии в музеи, к местам исторических событий, памятникам истории и культуры.

Цели программы

Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.

Результат программы

Предполагаемые результаты

Личностные:

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,

почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки

зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях

отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие

или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для

всех людей правила поведения (основы общечеловеческих

нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые

правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя

и самостоятельно.

- Учиться планировать учебную деятельность на занятии.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые

средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что

нужна дополнительная информация (знания) для решения

поставленной задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для

решения поставленной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию

в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в

разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и

делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной

и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на занятии и в жизни.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе

и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

Знать:

- климат и погоду;

- реки и озера;

- необходимость охраны природы;

- природные сообщества;

- некоторые виды растений Карелии;

- о растениях, которые занесены в Красную книгу Карелии;

- традиции карел.

Уметь:

- работать с контурной картой;

- составлять брошюры народных примет погоды;

- составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах»,

"Правила поведения в природе";

– составлять рассказы о растениях Карелии;

- составлять рассказ о семейных традициях,

- о профессиях родителей.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с устным народным творчеством Карелии, с литературными произведениями писателей нашей области.

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Формы контроля

Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает:

- тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, опросы

(текущий контроль);

– самостоятельное выполнение обучающимися творческих работ по плану

или образцу (текущий контроль);

- участие в краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы и

города (итоговый контроль);

- участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном

и региональном уровнях (итоговый контроль)

 

Материально-техническая база

1. Оборудование

1. Модели и картинки светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

2. Муляжи овощей и фруктов.

3. Коллекция полезных ископаемых.

4. Коллекции плодов и семян растений.

5. Лупа.

6. Гербарии культурных и дикорастущих растений.

7. Комнатные растения.

8. Классная доска с набором магнитов.

9. Компьютер.

12. Мультимедийный проектор.

13. Компас