Берестоплетение

Было время, когда практически вся городская и сельская архитектура Руси была деревянной. Памятники архитектуры – важнейшие вехи истории материальной культуры народов. Они придают индивидуальный облик городам и сёлам, воспитывают в человеке художественный вкус и чувство патриотизма. В этом и заключается активная роль памятников архитектуры в активной жизни современности.

Умение народных мастеров выражать архитектурным языком национальные особенности своих народов достойно изучения и отображения в произведениях искусства, в частности, в прикладном творчестве.

Береста идеально подходит для макетирования памятников деревянного зодчества, т.к. это живой природный материал. При надлежащем хранении изделия из неё хранятся до 500 лет и смогут донести до наших потомков образы существовавших ранее построек.

Педагоги

Акколайнен Диана Геннадьевна- педагог дополнительного образования

Содержание программы

 

Содержание программы.
1. Вводное занятие. Оборудование, материалы, инструменты. Правила ТБ. Организация рабочего места.

Знакомство с детьми и их родителями. Рассказ о МОУ ДО «ДТДиЮ», о программе, о мастерской по художественной обработке бересты. Планы на учебный год. Требования к учащимся. Составление расписания.

Материалы, применяемые при плетении из бересты (бумвинил, береста, бумага, пластик, картон). Инструменты (различные виды ножей, ножницы, плоскогубцы, пробойники, канцелярские скрепки, шило, линейки, различные шаблоны, гладкая деревянная доска). Особое внимание уделяется инструктажу по технике безопасности (ТБ), т.к. береста – быстровоспламеняющийся материал и на занятиях используется много острых инструментов.

2. История развития ремёсел на Русском Севере.

В ознакомительный период, не целесообразно ограничиваться только одним видом народного искусства. Важно дать детям представление о различных видах ремёсел, их целостности и своеобразии, показать ансамблевость художественных изделий, гармоничное сочетание с окружающей средой. После общего ознакомления с разными видами народного декоративно-прикладного искусства необходимо приступить к углублённому изучению изделий, плетеных из бересты, как одного из видов народных ремёсел.

Знакомство с укладом жизни крестьян. Вещи, предметы и кухонная утварь, которые изготавливались из бересты. Проведение занятий в музеях с искусствоведами, народными мастерами, краеведами.

3. Заготовка, обработка и хранение бересты.

Сроки и место заготовки бересты. Правила и приёмы заготовки. Инструктаж по ТБ при заготовке бересты. Приёмы обработки. Сортировка. Правила хранения бересты.

4. Работа с бумагой, бумвинилом.

Береста – «живой» материал, поэтому первые навыки плетения ребята получают, работая с бумагой. Научившись правильно делать разметку на бумаге и ровно вырезать ленты, дети, перейдя на работу с берестой, не портят материал, а сразу делают качественные работы. Закладывание основы, формирование углов, закрепление края. Плетение рамочек, брелоков панно, солонки 4×4; 6×6; 8×8; солонки с горловиной, настенного кармана, футляра для очков, футляра для ножа, закладок. Изготовление изделий из бумвинила, более прочного материала. Закрепление основ плетения.

5. Плетение из бересты простых изделий.

Подготовка рабочего места. Подготовка бересты, инструментов. Инструктаж по ТБ. Апликации из бересты. Приёмы плетения из бересты солонок 4×4 с ровным и зубчатым краем. Солонки 6×6 с запаренным краем. На примере плетения корзинки осваивается выполнение ручек разных видов. Дно может быть квадратным или прямоугольным. На солонке с горловиной отрабатывается убавление при плетении количества лент по 2 – 4 от каждого угла. На изделиях с крышкой (футляр для очков, шкатулка) отрабатывается выплетение на нижней части изделия бортика двух видов. Плотность переплетения тренируем на изготовлении настенного кармана. От этого зависит форма задней части изделия.

6. Плетение из бересты простых украшений.

3-х и 4-х-гранные бусинки, сборка бус. Очелье, браслет, кольца. Обшитый кулон из цельного куска бересты.

7. Виды оформления работ.

Оформление работ при помощи берестяных лент разных оттенков. Мозаичный орнамент, тиснение, улитка, петелька, звёздочка.

8. Участие в конкурсах, выставках.

Участие в ярмарках с беспроигрышной лотереей позволяет приобретать инструменты и материалы для мастерской. Дети могут принимать участие в выставках ДДТ, которые проводятся перед общими мероприятиями. Лучшие работы выставляются на стенде в фойе МОУ ДО "ДТДиЮ".

9. Работа в фондах музеев и библиотеках города.

Зарисовка экспонатов в музее. Наброски традиционных форм изделий, на основе которых будут создаваться собственные творческие работы. Работа с литературой по искусству.

10. Экскурсии.

Посещение музеев и выставок. Встречи с народными умельцами.

11.Зачётные работы.

Дети сами выбирают вариант зачётного задания, сами определяют форму изделия. Творчество на данном этапе проявляется в том, что при единой для всех теме ребёнок создаёт оригинальное изделие с соблюдением изученных правил. Обсуждение сложности, аккуратности, культуры оформления.

12. Программа " Каникулы"

13. Итоговое занятие.

Цели программы

Формирование творческих способностей учащихся посредством приобщения к народному творчеству через плетение из берест

Результат программы

Должны иметь представления:

о технологии природного материала, составления композиции;

о сочетании цветов;

о правилах и законах композиции применительно к конкретному
направлению;

об общей последовательности выполнения декоративных панно в
технике аппликации.

должны знать:

правила техники безопасности при работе с инструментами

правила пользования инструментами (ножницы, косточка, шило, нож)

терминологию;

способы подготовки бересты к составлению композиции.

знать основные термины и понятия, используемые при работе с берестой;

должны уметь:

работать с инструментами, эскизами, шаблонами, тонировать бересту;

контролировать частоту и точность использования задания;

уметь выполнять два способа переплетения (косое и прямое);

уметь выполнять несколько способов загибки края;

уметь выполнять такие элементы, как: ручки, ножки, отделку, цветы;

уметь изменять стиль, форму и объем изделий, используя полученные знания и навыки (изменение количества углов в основании, простые прибавки и убавки).

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Занятия проводятся в специально оборудованных помещениях согласно расписанию. Расписание составляется в начале учебного года, утверждается руководителем и заверяется печатью.

.Инструменты и материалы для обучения плетению :

· линейки

· карандаши простые,

· ластик

· ножницы

· скрепки канцелярские,

· зажимы

· кочедык или отвертки

· шило

· клей ПВА

· нож – косяк

Дидактические материалы: этнографические образцы фонда фольклорно-этнографических материалов; альбом с фотографиями образцов; книги по плетению из бересты, декоративно прикладному искусству.