Юный изобретатель

Дети изготовят простых роботов, научатся играть в шахматы, создавать мультфильмы, паять детали, познакомятся с компьютером, освоят проектную деятельность. По окончании обучения учащиеся при желании смогут продолжить занятия техническим творчеством по программе "Основы робототехники".

Педагоги

Серебренникова Татьяна Анатольевна (заслуженный работник образования Республики Карелия, высшая квалификационная категория)

Содержание программы

Содержание учебного плана первого года обучения:

Вводное занятие – 2 часа
Теория: Знакомство с программой обучения и планом работы объединения. Правила поведения и техники безопасности при работе с инструментами и оборудованием во время занятий. Знакомство с группой. Кто такой изобретатель? Его качества.

Изобретаем – 16 часов
Теория: Приёмы фантазирования. Знакомство с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ). Изобретательские задачи, их особенности и способы решения. Понятие алгоритма.

Практика: Решение задач, выполнение творческих заданий, ассоциативные игры, упражнения, придумывание фантастических рассказов.

Творим – 32 часа
Теория: Настольные игры. Знакомство с различными настольными играми, правилами. Мультипликация. История мультипликации, виды. Приёмы и способы создания мультфильмов: сценарий, раскадровка, подбор персонажей, фонов, съёмка сцен, озвучивание, подбор звукового сопровождения, монтаж.

Практика: Изучение правил игры в различные настольные игры. Создание мультфильмов в технике покадровой анимации путём перекладывания, рисования, с использованием предметов.

Конструируем – 30 часов
Теория: Виды технического моделирования. Приёмы и способы обработки материалов, используемых в техническом моделировании. Конструкторы. Знакомство с конструкторами различных видов.

Практика: Изготовление макетов, моделей, игрушек. Роборука. Робот из подручных материалов. Сборка моделей по замыслу. Выполнение творческих заданий. Сборка моделей на основе различных конструкторов: HUNA, Лего, металлического конструктора для уроков труда и т.п.

Проектная деятельность – 24 часа
Теория: Разработка и реализация творческих проектов. Выбор темы, постановка цели, задач, составление плана, защита проекта.

Практика: Выполнение работ по плану проекта.

Мой друг – компьютер – 18 часов
Теория: Устройство компьютера, основные части. Устройства ввода и вывода информации. Что такое файл, какие бывают файлы? Операции с файлами.

Практика: Создание текстового файла, презентации. Копирование, переименование, удаление и перемещение файлов.

Шахматы – 20 часов
Теория: История шахмат. Основные правила: шахматная доска, название фигур, ходы фигур, взятие, рокировка, шах, мат, пат.

Практика: Решение шахматных задач, разучивание правил, игра с партнёром без учёта времени. Турнир внутри объединения.

Итоговое занятие – 2 часа
Подведение итогов года.

Содержание учебного плана второго года обучения:

Вводное занятие – 2 часа
Теория: Знакомство с программой обучения и планом работы объединения. Правила поведения и техники безопасности при работе с инструментами и оборудованием во время занятий. Что такое робототехника?

Изобретаем – 12 часов
Теория: Приёмы решения нестандартных задач. Основные алгоритмические конструкции: «И», «ИЛИ», «ЕСЛИ, ТО...». Множества, пересечение, объединение множеств.

Практика: Логические и математические игры. Решение задач, выполнение творческих заданий. Игры на развитие творческого воображения.

Творим – 32 часа
Теория: Создание свой настольной игры: сюжет, правила. Создание простейших мультфильмов с помощью компьютерной программы Easy Paint Tool SAI. Приёмы рисования: инструменты, векторный слой, покраска, редактирование, сохранение рисунка.

Практика: Создание мультфильмов в технике компьютерной анимации.

Конструируем – 30 часов
Теория: Изготовление самодельных настольных игр. BEAM-роботы, особенности их работы. Основы паяния. Знакомство с соревнованиями по робототехнике. Правила проведения соревнований. Как наиболее удачное конструктивное решение робота помогает одержать победу в соревнованиях.

Практика: Изготовление настольной игры. Изготовление робожука. Изготовление роботов из различных конструкторов: HUNA, Лего, металлического конструктора для уроков труда и т.п. в зависимости от задачи. Соревнования внутри объединения.

Проектная деятельность – 24 часа
Теория: Разработка и реализация творческих проектов. Выбор темы, постановка цели, задач, составление плана, защита проекта.

Практика: Выполнение работ по плану проекта.

Мой друг – компьютер – 18 часов
Теория: Графический редактор Paint. Приёмы создания рисунка. Текстовый редактор Word. Редактирование текстового файла, вставка рисунка, текста. Создание буклета, таблицы.

Практика: Создание рисунка, таблицы, текстового файла, работа с тренажёром. Создание буклета на заданную тему.

Шахматы – 24 часа
Теория: Запись шахматных партий. Ценность фигур. Основы дебюта, миттельшпиля и эндшпиля. Комбинация, жертва. Шахматные часы, правила пользования.

Практика: Игра с партнёром с учётом времени. Турнир внутри учреждения. Игра в шахматы онлайн.

Итоговое занятие – 2 часа
Подведение итогов года. Выдача свидетельств об обучении по программе.

Цели программы

Создание условий для развития первоначальных конструкторских умений школьников, подготовка к занятиям робототехникой.

Результат программы

В конце первого года обучения учащиеся достигнут следующих предметных результатов:

- знать основную терминологию, используемую в техническом моделировании,

- знать правила техники безопасности при работе с инструментами, оборудованием и электроприборами,

- знать последовательность работы при изготовлении технических объектов и игрушек,

- знать основные правила игры в шахматы,

- знать основы проектной деятельности,

- знать основные устройства компьютера,

- уметь пользоваться инструментами и приспособлениями для работы с различными материалами,

- уметь выполнять разметку по шаблонам, линейке,

- уметь создавать простейший мультфильм методом покадровой съёмки,

- уметь создавать и редактировать текстовые файлы и презентации,

- уметь играть в шахматы.

Особые условия проведения

Преимущество при зачислении имеют дети, окончившие обучение по программе "Техническое моделирование".

Материально-техническая база

Оборудование для проведения занятий:


Верстак
Компьютер или ноутбук
Мультимедийная аппаратура
Настенная магнитная доска для маркера или для мела
Настенная шахматная доска с комплектом шахмат
Шахматные часы
Экран

Набор инструментов и приборов общего пользования (на группу):

Бокорезы
Клеевой пистолет
Клей ПВА
Клей универсальный
Лобзик
Минидрель
Молоток
Набор отверток (шлицевые, крестовые)
Наборы конструкторов Лего, HUNA, металлический для уроков труда
Наждачная бумага
Ножницы по металлу
Ножовка по металлу
Плоскогубцы
Столярная ножовка
Струбцина
Фломастеры

Набор инструментов, приборов и материалов индивидуального пользования (на каждого ребёнка):

Компьютер или ноутбук
Батарейка формфактора АА
Вибромотор
Выключатели концевые
Изолента
Карандаши чернографитные
Кисточка для клея
Ластик
Линейка 25-30 см
Мини-переключатель
Мотор
Нож канцелярский
Ножницы
Паяльник 30-50 Вт с подставкой
Подкладной лист
Припой 1м
Ручка
Термоусадка (10 см)
Тетрадь в клетку
Транспортир
Фартук
Флюс 50 мл
Холдер 2АА
Циркуль
Шахматы
Шило

Материалы, необходимые для работы:

- Бумага чертежная, рисовальная, цветная

- Гвозди, шурупы, саморезы, болты

- Картон белый, цветной

- Проволока разного сечения

- Скотч прозрачный, бумажный

Фанера 3-5 мм, рейки разного сечения