«Столярная мастерская»

В настоящее время столярная обработка древесины, как одно из популярных и необходимых ремесел очень важна для успешной социализации детей в дальнейшей жизни. 

Направленность программы: дополнительная общеобразовательная программа по своей направленности является художественно-эстетичнской, а по назначению – прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для столярной обработки древесины.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она разработана с учетом требований современных образовательных технологий и способствует развитию у детей образного и пространственного мышления, фантазии, умению воплотить свой замысел в конкретном изделии, применить для изготовления тот или иной способ обработки древесины. И наконец, позволяет ребятам накопить опыт самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой (в частности – работы в парах) с использованием таких методов как: самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь и взаимообучение.

Педагоги

Яковлев Леонид Алексеевич

Содержание программы

Вводное занятие.

Теория: Правила поведения и техника безопасности при работе в мастерской. Ручной инструмент: виды, назначение. Электроинструмент, станки: правила работы и ТБ. Ознакомление с инструментами, которые имеются в мастерской. Записи в тетрадках (по желанию). Опрос по ТБ и правилам поведения в мастерской.

Основы столярного дела

1. Пиление

Практическая часть: Пиление продольное и поперечное по разметке ножовкой. Пиление фанеры, ДВП по разметке лобзиком. Объекты труда, Бруски, фанера, ДВП. пиление лобзиком. простые фигуры, сложные.

2. Строгание

Инструменты и приспособления для строгания. Профессиональные названия сторон бруска. Последовательность разметки при строгании брусков прямоугольной формы. Понятие о припусках на обработку. Диагонали. Практическая часть: Строгание по разметке до риски. Изготовление деталей круглого сечения. Объекты труда:Указка.Ручка для лопатки. Ручка для граблей. Брусок.

3. Сверление

Практика:Сверление сквозных и несквозных отверстий. Объекты труда: Подставка под спиральные сверла.

4. Долбление

Практика:долбление лунок и отверстий круглых и прямоугольных по разметке. Объекты труда – бруски. изготовление ложки.

5. Чистовая обработка

Практика: отделка деревянного бруска.

6. Выжигание

Практика: Подготовка материала. Перевод рисунка. Работа выжигателем.

7. Комбинированные работы

Практика: Разработка дизайна, выполнение эскиза, разметка. Изготовление сувенира – подставка под карандаши.

8. Самостоятельная работа

Теория: Правила безопасной работы.

Практика: Выполнение эскиза и рабочего чертежа изделия. Выбор и подготовка материала и инструмента. Разметка, изготовление деталей, сборка и окончательная отделка изделия : ложка, народная игрушка кольцо с шаром..

9. Столярные соединения

Практика: изготовление соединения "в полдерева".

10. Столярные соединения 

Практическая часть: изготовление шипового соединения.

11. Столярные соединения

Практическая часть: изготовление соединения "на шкантах«.

12. Столярные соединения

Теория: Виды столярных соединений, применение, способы изготовления. Инструмент, методы и приемы. Соединение «ящичное».

Практика: изготовление «ящичного» соединения.

13. Самостоятельная работа

Практика: Разработка дизайна шкатулки, эскиз, разработка технологической карты (порядок действий). Изготовление резной шкатулки по собственному эскизу.

14. Итоговое занятие,обсуждение работ.

Резьба по дереву

1. Общее сведение о резьбе и ее видах 

Теория: Общие правила безопасности при резьбе по дереву.Инструменты для резьбы.

2. Подготовка древесиныпод резьбу

Практика: деревянные заготовки, опиливание в размер, строгание поверхности.

3. Композиция из простейших геометрических фигур (работа по образцам)

Практика: разметка, выпиливание геометрических фигур и форм наточность.

4. Резание древесины

Теоретическая часть: Режущий инструмент: ножи, стамески.

Практическая часть: отработка навыков работы режущим инструментом.

5. Приспособления и оборудование для резания древесины. Практическая часть: деревянная заготовка, стамеска, долото, киянка, струбцина.

6. Контурная (прорезная) резьба

Теоретическая часть: Отличие от других, история, применение

Практическая часть: выбор заготовки, разметка, резьба

7. Отделка готовых изделий

Теоретическая часть: Виды отделки, лаки, морилки, и пр. Практическая часть: шлифование и декор. Покрытие.

8. Контурная резьба по тонированному фону

Теоретическая часть: Отличие от других, применение, Практическая часть: подготовка (тонирование), резьба.

9. Выполнение контурной резьбы произвольной тематики

Теоретическая часть: отличие, особенности, применение.

Практическая часть: эскиз, разметка, изготовление, отделка

10. Технология и декоративные особенности геометрической резьбы

Теоретическая часть: История, основные фигуры

Практическая часть: эскиз, разметка, пробная резьба основных фигур

11. Азбука геометрических элементов. Практическая часть: Отработка навыков вырезания основных фигур

12. Узор геометрического характера из изученных (азбучных) элементов

13. Работа по образцам. Декоративная пластинка с композицией из растительных элементов

14. Заваленная резьба, рельефно-заваленная

Теоретическая часть: Особенности, техника выполнения, инструмент Практическая часть: эскиз, разметка, изготовление, отделка

15. Барельефная и горельефная резьба. Инструменты

Теоретическая часть:Особенности, техника выполнения,инструмент.Практическая часть:эскиз, разметка, изготовление, отделка

16. Резьба смешанного орнамента

Теоретическая часть:Особенности,техника выполнения,инструмент.Практическая часть:эскиз,разметка,изготовление,отделка

Цели программы

Цель программы – овладение теоретическими и практическими навыками обработки и конструирования изделий, развитие сотрудничества и творчества обучающихся.

Результат программы

Каждый обучающийся должен знать:

1. Общие сведения о древесных материалах;

2. Назначение и применение инструментов и оборудования;

3. Правила техники безопасности при работе;

4. Основные способы столярной и токарной обработки древесины;

5. Способ художественной обработки;

6. Способы сборки и отделки изделия.

Должен уметь:

1. С соблюдением правил техники безопасности использовать инструменты и станочное оборудование;

2. Подбирать, размечать, обрабатывать заготовку выбранным способом;

3. Применять различные виды сборки и отделки изделий;

4. Рационально организовывать свою работу.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на возраст учащихся от 7до 17 лет. Данная программа применяется для разновозрастной группы детей, так как в ней заложена возможность дифференцирования заданий; а также с целью использовать уже накопленные знания и практические навыки старших ребят.

Количество учащихся в группе – не более 8 человек. По данной программе могут заниматься все желающие, она не требует предварительной подготовки.

Материально-техническая база

Помещение для занятий светлое, теплое, хорошо проветриваемое и по объему и размерам соответствует числу занимающихся.