«Юный краевед»

Новизна программы заключается в том, что краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях в то же время приобщается к богатствам национальной культуры.

Актуальность программы.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских и нравственных ценностей.

Активное участие детей в краеведческой работе приучает их самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению дисциплины.

Педагоги

Мина Виктория Викторовна

Содержание программы

ТЕМА 1. Вводное занятие (1 час-теория)

Теория: Знакомство с учебным классом «Карельская горница». Техника безопасности на занятиях.

ТЕМА 2. "Лучше дома своего, нет на свете ничего«

Теория: Знакомство детей с устройством карельской избы, с обычаями в карельских избах.

Практика: Игра, в которой дети имитируют домашний труд

ТЕМА 3. «У реки, у озерка стоит карельская изба» (2 часа-1 час теории, 1 час практики)

Теория: Знакомство детей с историей строительства изб в Карелии, где и как строились избы, что использовали плотники при строительстве избы. Знакомство с обрядами и обычаями, связанными со строительством избы.

Практика: Игра «Угадай и назови дерево», игра «Какие инструменты нужны плотнику?», игра «Забей гвоздь», игра "Построй избу«.

ТЕМА 4. «Из одного дерева, да разные поделки» (2 часа-1час теории,1 час практики)

Теория: Знакомство детей с тем, как карелы использовали дерево, с процессом изготовления деревянной ложки.

Практика: Игра «Разложи карточки» (последовательность изготовления деревянной ложки). Игра "С какого дерева лист«

ТЕМА 5. «Скромная труженица прялка» (2 часа-1 час теории,1 час практики)

Теория: Знакомство детей с историей использования и строения прялки, ремеслом прядения и его процессом.

Практика: Рассматривание изделий (сшитых, связанных, вышитых), карельского орнамента, прялки. Изготовление полотенца с карельским орнаментом (бумага, краски, карандаши).

ТЕМА 6. «Ребенок в карельском доме» (2 часа-1 час теории,1 час практики)

Теория: Знакомство с укладом жизни в карельской семье, обычаями и традициями при рождении ребенка, воспитании детей в карельском доме.

Практика: Игра "В печку«

ТЕМА 7. «Детский фольклор Карелии» (2 часа-1 час теории, 1 час практики)

Теория: Ознакомление с карельским народным фольклором во всех его проявлениях.

Практика: Использование детских фольклорных произведений (сказки, прибаутки, потешки, скороговорки, считалки, колыбельные песни), разучивание с детьми.

ТЕМА 8. «Чудеса из бересты» (2 часа-1 час теории,1 час практики)

Теория: Ознакомление с этапами заготовки бересты, способами ее применения в быту (корзины, короба, туеса, кошели, лапти и т.д).

Практика: Игра "Что было, что стало«

ТЕМА 9. «Народный календарь» (2 часа-1 час теории,1 час практики)

Теория: Ознакомление с устройством народного календаря, народными приметами, праздниками (зимние, весенние, летние, осенние)

Практика: Рассматривание рисунков времен года, составление народного календаря.

ТЕМА 10. «Карельские игры» (10 часов-5час теории, 5час. практики)

Теория: Знакомство с карельскими народными играми.

Практика: Разучивание карельских народных подвижных игр, хороводов (игры «Сиди, сиди Яша», «Сеть и рыба», «Разорви цепочку», "Уголки«)

ТЕМА 11. «Карельская кухня» (2 часа-1 час теории,1 час практики)

Теория: Знакомство с многообразием карельской кухни, сходством и некоторыми различиями с русской кухней.

Практика: карельская игра "Поваренок«

ТЕМА 12. «Секреты бабушкиного сундучка» (2 часа-1 час теории,1 час практики)

Теория: Знакомство с карельской вышивкой, с ее оберегающим значением, с карельским костюмом.

Практика: Изготовление силуэтов мужской и женской одежды из бумаги, разрисовывание карельскими узорами.

ТЕМА 13. «С окуня улов начинается» (промыслы карел)

Теория: Знакомство с основными промыслами карел – охотой, рыболовством, расширение представлений детей о том, кто является объектом охоты и рыбалки и какие приспособления для этого необходимы.

Практика: Игра "Найди рыбу карельских рек и озер«

ТЕМА 14. «Путешествие по Карелии» (2 часа-1 час теории,1 час практики)

Теория: Расширение знаний детей о природе и культуре родного края.

Практика: Викторина по теме занятия, загадки.

ТЕМА 15. Итоговое занятие. Праздник «Карельская ярмарка» (1 час практики)

Практика: Ознакомление детей с ярморочными торжествами, повторение всех тем через карельские игры, загадки, викторины

Цели программы

Цель программы: ознакомление учащихся с промыслами ремеслами и жизнью карельского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Результат программы

В результате реализации содержания программы, обучающиеся должны знать:

– внутреннее устройство карельской избы, обычаи и традиции карельского народа, связанные с домом

- старинные ремесла и промыслы коренных народов Карелии,

– традиции строительства изб в Карелии, о плотницком деле

– об использовании карелами дерева в быту, последовательность изготовления деревянной ложки

– этапы заготовки бересты, способы ее применения в быту

– этапы выращивания и обработки льна в Карелии, о ремесле прядения, строение прялки

– о карельской вышивке, основные элементы карельского орнамента, карельский костюм

– о промыслах карел, приспособлениях, необходимых рыболову и охотнику

- о карельской ярмарке, как народном гулянии и месте торговли

- произведения карельского детского фольклора

- народный календарь, народные приметы, праздники

- блюда карельской кухни

- обычаи при рождении и воспитании ребенка в карельском доме.

- карельские игры. Правила игры

Должны уметь:

-играть в карельские подвижные игры.

-играть в настольные игры.

-изготовить полотенце из бумаги с карельским орнаментом

-изготовить силуэты мужской и женской одежды из бумаги, разрисованные карельскими узорами

Особые условия проведения

Программа рассчитана на возраст обучающихся 6 – 10 лет.

Набор обучающихся в группу – свободный, состав группы – постоянный.

Количество обучающихся в группе составляет не более 15 человек. При необходимости возможна самостоятельная отработка часов программы.

Материально-техническая база

Помещение для занятий светлое, теплое, хорошо проветриваемое и по объему и размерам соответствует числу занимающихся.