«Волонтерский клуб»

Программа дополнительного образования «Волонтерский клуб» является дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой социально-педагогической направленности. В соответствии с концепцией социально-экономического развития РФ до 2020 г. Премьер министром РФ Д.А.Медведевым поставлена задача вовлечения молодежи в социальную практику путем развития волонтерской деятельности.

Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Общее, что их объединяет – добровольность. Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.

Современное развитие волонтёрское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых, при современной экономической ситуации, волонтеры незаменимы. Говорить сегодня о волонтерском движении, как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом – безвозмездно помогать людям.

Педагоги

Герасимович Н.В.

Содержание программы

1.Вводное занятие.

Теория. Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.

2. Возникновение и развитие волонтерского движения

Теория. История волонтёрского движения, волонтерские организации в прошлом и настоящем. Направления деятельности волонтёров.

Практика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающегося. Занятие «Знакомство». Выборы актива. Установление контакта между детьми, беседа «Как можно знакомиться». Тесты на лидерские, организаторские способности. Изучение нормативно – правовых документов. Занятие «Учимся сотрудничать». Игра «Чувствуем друг друга», занятие с элементами тренинга «Умеем ли мы общаться» для развития навыков конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству.

3. Пропаганда волонтерского движения

Теория. Способы пропаганды волонтёрского движения. Знакомство с опытом волонтеров.

Практика. У каждой состоявшейся личности есть Родина, у каждого гражданина-Отечество. Как строятся отношения со своей малой и большой Родиной, Отечеством, также должны строиться отношения гражданина со своим государством. Занятие «Когда я думаю о современной России...». Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия, направленного на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота. Оформление коллажа о деятельности волонтёрского объединения. Фотоотчёт. Написание отчёта о добровольческой работе волонтёров школы, документально подтверждающей проведение добровольческих акций.

4.Гражданские образовательные акции

Теория. Планирование мероприятий. Распределение обязанностей. Знакомство с формами проведения волонтёрских мероприятий.

Практика. Пропаганда ЗОЖ. Подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности; проведение спортивных соревнований «Веревочный курс». Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании. «Международный день отказа от курения». Подготовка к акции: разработка памяток о вреде курения. Конкурс «Лучший сценарий социальной рекламы о вреде злоупотреблений ПАВ и популяции здорового образа жизни». Разъяснительная работа по пропаганде ЗОЖ, и профилактике социально-негативных явлений в подростковой и молодежной среде. Всемирный день борьбы со СПИДом. Подготовка к проведению мероприятия «По дорогам жизни». Разработка сценария агитбригады. Репетиции. Выступления. Рейды: «Внешний вид обучающихся»; «Как живешь, книга?». Проверка внешнего вида обучающихся. Познавательная развлекательная программа "Доброе сердце«

5. Интерес к познанию и творчеству

Теория. Планирование творческих мероприятий. Изучение сценариев к мероприятиям. Практика «Добры молодцы и красны девицы» мероприятия ко Дню Защитника Отечества и 8 Марта«. Организация театральных представлений, декламации стихов, чтение коротких рассказов (сопровождаемое показом слайдов и т. п.) Помощь в организации и проведении праздников. 

6. Трудовая деятельность

Теория. Обучение техническому мастерству волонтеров. Занятие «Узелки на память». Постановка актуальных для деятельности вопросов. Некоторые практические советы волонтерам. Как говорить? Как слушать? Несколько важных правил работы с маленькими помощниками.

Практика. Организация трудовой занятости, профориентационной работы: организация отрядов добровольческого труда по экологической очистке территорий, расчистка дорожек от снега, уход за домашними цветами, проведение генеральной уборки. 

7. Гуманитарно – солидарные, гражданские, образовательные акции

Теория. Учимся писать проекты. Виды проектов.

Практика. Сбор материалов к проекту. Как подготовиться к конкурсу социального проекта общественного объединения. Занятие «Учимся сотрудничать» развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству. Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни. Проект «Подари радость 2». Посещение детей в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Цели программы

Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

Результат программы

Ожидаемый результат по образовательному компоненту программы:

1. овладение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;

2. умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, владения основными приемами обработки материалов;

3. умения и навыки мыслительной деятельности: осмыслить и осуществить практическую работу;

4. умения и навыки оценки и осмысления результатов своей деятельности: навыки анализа проделанной работы (понравилась ли работа, какие чувства она вызывает и т.п.)

5. умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

6. умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;

7. умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.

Ожидаемый результат по развивающему компоненту программы:

1. организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;

2. формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;

3. формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров;

4. развитие и поддержка основных идей волонтерского движения;

5. увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в волонтерской деятельности;

6. получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

 

7. обеспечение взаимодействия с другими волонтерскими объединениями, с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов работы;

8. умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;

9. умение обмениваться информацией;

10. умение дискутировать и защищать свою точку зрения;

11. умение выступать на публике;

12. способность вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;

13. иметь собственную определенную позицию по отношению к употреблению ПАВ и быть готовым говорить на эту тему со сверстниками.

Ожидаемый результат по воспитательному компоненту программы:

1. формирование у молодежи высоких нравственных, морально – психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;

2. формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;

3. включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по формированию здорового образа жизни в детской, подростковой и молодежной среде;

4. привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;

5. привлечение большого количества детей для участия в профилактических мероприятиях, тем самым, способствуя формированию активной жизненной позиции;

6. создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых для детей результатов, на основе которых растет их самоуважение к себе;

7. формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на возраст обучающихся 14 – 18 лет.

Набор обучающихся в группу – свободный, состав группы – постоянный.

Количество обучающихся в группе составляет не более 10 человек. При необходимости возможна самостоятельная отработка часов программы.

Материально-техническая база

Помещение для занятий светлое, теплое, хорошо проветриваемое и по объему и размерам соответствует числу занимающихся.