«Академический вокал»

 

 

     Обучение по программе «Академический вокал» осуществляется на основе единства вокального, общего музыкального и художественного развития учащихся, повышения их культурного уровня.

    У детей воспитывается осознанное, творческое отношение к музыке и вокальному искусству, обеспечивается приобретение устойчивых вокальных навыков в сочетании с элементами исполнительского мастерства.     Происходит освоение разнообразного жанрового репертуара, вырабатывается умение выбирать и использовать средства музыкальной выразительности, понимать и доносить до слушателя содержание исполняемых произведений, прививается навык публичных выступлений.

      Программа "Академический вокал"  связана  с занятиями по предметам музыкально-теоретического цикла, пением в хоре и ансамбле, занятиями по общему курсу фортепиано. Широко используются творческие задания, развивающие слух, смысловое интонирование, внимание и память, речь, фантазию, образный склад мышления, выносливость, трудолюбие.

 

 

Педагоги

Жорова Юлия Сергеевна 

Содержание программы

1-й класс

В продолжение первого года обучения учащиеся должны приобрести следующие навыки

  • Правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;
  • Уметь собраться и сосредоточиться на процессе пения;
  • Правильно и естественно формировать гласные звуки и слоговые сочетания;
  • Использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации и не допускать форсирования звука;

В течение учебного года следует проработать с учащимися:

3-4 простые песни, возможно, на основе игрового сюжета;

2-3 народные песни в удобной тональности с ограниченным диапазоном.

2-й класс

На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее вокально-технических навыков, работа над культурой звука. В результате второго года обучения учащийся должен:

  • Использовать правильную певческую установку;
  • Работать над организацией дыхания;
  • Выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные;
  • Работать над устранением наиболее явных недостатков певческого звука;

В течение учебного года необходимо проработать:

  1. 2-3 народные песни;
  2. 1-2 несложные песни классического репертуара;

 

3-й класс

На третьем году обучения должна быть последовательно продолжена работа по закреплению полученных за предыдущие два года вокально-технических и исполнительских навыков, а также по преодолению стойких нарушений в певческой установке, осанке, дефектов артикуляции произношения. В результате третьего года обучения учащийся должен:

  • Использовать правильную певческую установку;
  • Уметь правильно использовать певческое дыхание и стремиться петь на опоре;
  • Осваивать прием плавного и гибкого звуковедения;

Для учащихся, которые трудно переносят публичные выступления, участие в экзамене может быть заменено прослушиванием в классе.

 

4-й класс

На четвертом году обучения, при переходе учащегося в старший класс, преподавателю следует проанализировать полученный учащимся опыт, уро­вень его развития, состояние вокальных и музыкальных данных. Это необходимо сделать с целью определения перспективы дальнейшего обучения по специальности по облегченной программе, для выбора средств и правильной постановки задач.

Дальнейшая работа состоит в:

  • развитии и укреплении певческого дыхания;
  • выравнивании звучания по всему диапазону;
  • совершенствовании приемов звуковедения и подготовке к исполнению вокализа;
  • выработке ощущения движения мелодии и кульминации в исполняемых произведениях;
  • развитии навыков выразительного исполнения произведений, стремлении обеспечить единство текста и музыки, чистоты интонации.

 

На академическом концерте учащийся исполняет:

  1. вокализ (по возможности);
  2. народную песню и 1-2 произведения из репертуара за учебный год.

 

5-й класс

В начале учебного года следует проанализировать состояние данных учащегося и уровень их развития, более точно определить индивидуальные задачи и уточнить выпускную программу. Программа должна в максимальной степени соответствовать вокальным возможностям учащегося, как по объему, так и по степени трудности.

При благоприятном состоянии голоса, физическом и эмоциональном состоянии учащегося в течение учебного года следует сосредоточиться на устранении имеющихся недостатков в процессе пения, а также закрепить положительные вокальные навыки.

При этом следует уделить внимание приобретению навыка публичного выступления.

Нужно стремиться к тому, чтобы учащийся мог справиться с вокальными и исполнительскими задачами непринужденно и естественно. В лучшем случае должны быть выполнены требования развитого дыхания, ощущения высокой певческой позиции и опоры звука, а в исполнении произведений – осмысленности, выразительности и эмоциональности.

В течение учебного года учащийся должен проработать:

  • гаммообразные и скачкообразные упражнения в мажоре и миноре в естественном диапазоне;
  • 1-2 несложных вокализа с элементами техники;
  • 3-5 разнохарактерных произведений, составляющих выпускную программу.

1 полугодие – контрольный урок

2 полугодие – академический концерт (две разнохарактерные песни)

Ансамбль (на усмотрение преподавателя и ученика).

 

                                                                                         6-й класс.

     Программа должна в максимальной степени соответствовать вокальным возможностям учащегося, как по объему, так и по степени трудности.

     При благоприятном состоянии голоса, физическом и эмоциональном состоянии учащегося в течение учебного года следует сосредоточиться на устранении имеющихся недостатков в процессе пения, а также закрепить положительные вокальные навыки.

В течение учебного года учащийся должен проработать:

гаммообразные и скачкообразные упражнения в мажоре и миноре в естественном диапазоне;

1-2 несложных вокализа с элементами техники;

3-5 разнохарактерных произведений, составляющих выпускную программу.

                                                                      7-й класс (дополнительный)

     В начале учебного года следует проанализировать состояние данных учащегося и уровень их развития, более точно определить индивидуальные задачи и уточнить выпускную программу. Программа должна в максимальной степени соответствовать вокальным возможностям учащегося, как по объему, так и по степени трудности.

   При этом следует уделить внимание приобретению навыка публичного выступления.

     Нужно стремиться к тому, чтобы учащийся мог справиться с вокальными и исполнительскими задачами непринужденно и естественно. В лучшем случае должны быть выполнены требования развитого дыхания, ощущения высокой певческой позиции и опоры звука, а в исполнении произведений – осмысленности, выразительности и эмоциональности.

Цели программы

-)Цель программы – воспитание детского и подросткового певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся.

  Задачами программы являются:

  •  развитие общего культурного и музыкального уровня;
  •  воспитание профессиональных певческих навыков;
  • развитие певческого устойчивого дыхания на опоре;
  •  формирование ровности звучания на протяжении всего диапазона голоса;
  •  формирование высокой вокальной позиции и точного интонирования;
  •  развитие певучести, напевности голоса (кантилена);

Результат программы

Планируемые результаты освоения образовательной программы «Академический вокал» отражают:

  •  наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, вокальному исполнительству;
  •  знание начальных основ вокального искусства, особенностей вокальных произведений, художественно-исполнительских возможностей учащегося;
  •  знание терминологии;
  •  умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
  •  навыки исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
  •  сформированные практические навыки исполнения авторских, народных вокальных произведений отечественной и зарубежной музыки.

 

Особые условия проведения

Программа направлена на выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности, способствует формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства.

     Сочетание различных методов обучения, индивидуаьный подход к каждому ученику с учетом психо-физических особенностей, расширение традиционного репертуарного перечня типовых программ.

Материально-техническая база

    Для реализации программы должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

  •  Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео – записями концертов и конкурсов;
  • Концертный зал с фортепиано;
  •  Учебная аудитория для занятий по  предмету со специальным оборудованием (фортепиано, парты, стулья, классная доска для наглядного материала, аудио и видео техника и т.д.)