ПДО «Грамотейка» (обучение грамоте) (Детский сад № 3)

Данная Программа помогает практически подготовить детей в возрасте 6 – 8 лет к обучению чтению, совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения литературного чтения в школе.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Программа «Грамотейка» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям. Важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.

Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях: наглядный, словесный, практический. Для дошкольного возраста наиболее оптимальны такие формы как беседа, показ, объяснение, игра, групповое, индивидуальная и интегрированное занятие.

Курс подготовки по обучению грамоте рассчитан на один год для детей подготовительной к школе группы.
Программа предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности одного раза в неделю – четверг во вторую половину дня /год – 36/, продолжительностью 30 минут. Механизм оценивания образовательных результатов:

Отслеживание результата (наблюдение, мониторинг образовательных достижений детей).

Формы подведения итогов реализации программы:

Промежуточное проведение мини-выставок детских работ. Проведение праздника "В гостях у Азбуки".

 

Педагоги

Михеева Людмила Владимировна.

Учитель-логопед.

Первая квалификационная категория.

Опыт педагогической деятельности 25 лет.

Проявляет интерес к профессии, устойчивую профессиональную мотивацию, продуманное профессиональное поведение.

Обладает адекватной самооценкой, гибкостью и вариативностью мышления и речи, стремится к творчеству.

Занимается непрерывным профессиональным самообразованием, профессионально обучаема.

Преобладает эмоционально-положительный настрой и отношение к профессии, удовлетворенность работой.

Активна, трудолюбива, ответственна, исполнительна.

Не имеет судимости.

Содержание программы

Развитие лексико-грамматических навыков и связной речи происходит в процессе работы над коррекцией звукопроизношения, нарушений звукослоговой структуры слов, фонематического слуха. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

Введение понятия «предложение», составление предложений по схемам, подбор схем к предложениям, определение количества слов в предложении.

Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза.

Развитие фонематического слуха.

Формирования звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.

Знакомство с буквами У, А О, И, Э, Ы, М, В, Н, П, Т, анализ и синтез обратных, прямых слогов, односложных слов, преобразование слогов, составление схемы предложения из четырех слов с предлогом, без предлога; работа со схемой предложения

Знакомство с буквами К, С, Х, З, Б, Д, Г, Ш, Ж, Л, Р Анализ и синтез обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, односложных, двухсложных и трехсложных слов и предложений из двух, трех, четырех слов. Преобразование слогов и слов. Составление схемы предложения из четырех слов с предлогом, чтение схемы предложения; формировать умение отвечать на вопросы, ставить вопросы, пересказывать прочитанное.

Знакомство с буквами Ф, Ц, Ч, Ц. Преобразование слогов и слов. Составление схемы предложения из четырех слов с предлогом, чтение схемы предложения. Анализ и синтез обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, односложных, двухсложных и трехсложных слов и предложений из двух, трех, четырех слов. Сложноподчинённое предложение На всех этапах и периодах коррекционного обучения поводится работа по:

· развитию просодической стороны речи (сила, высота голоса, длительность, темп),

· координации речи с движением, развитию общей и мелкой моторики,

· развитию психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Цели программы

Цель программы – подготовка дошкольников к обучению грамоте.

Задачи:

обучающие:

• развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

• развитие звукобуквенного анализа слова: различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный; определять позицию звука в слове; определять порядок звуков в слове и отдельные звуки; учить построению графической небуквенной модели, отражающей количество, последовательность звуков в слове, а также характеристику звуков; соотносить правильно звуки и буквы.

• различение понятий «звук», «слог», «слово», «буква», «предложение»: делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, слова на слоги ; называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах; делать графическую запись, моделирующую последовательность слогов, слов в предложении.

развивающие:

• развивать познавательную активность и любознательность;

• развивать внимание, память, моторику рук;

• развивать связную речь, активный словарь;

воспитательные:

• формировать коммуникативные навыки;

• самостоятельность в процессе разговорной речи.

• культура речи.

формировать умения сотрудничества и сотворчества в коллективе

Результат программы

Планируемые результаты освоения воспитанниками программы "Грамотейка«

Знать:

• различия звука и буквы;

• различия гласных и согласных звуков.

Уметь:

• различать понятия «звук», «слог», «слово», "предложение".

• определять отдельные звуки в словах;

• определять количество звуков в словах и их последовательность;

• различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие
согласные звуки;

• определять количество слогов в слове;

• определять место ударения в слове;

• определять количество слов в предложении и количество предложений
в тексте.

• владеть действием звукового анализа слов, состоящих из 3-5 и более звуков;

• характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные
(твёрдые и мягкие);

• сравнивать слова различных звуковых структур, используя действие моделирования;

• подбирать слова по заданной модели;

• анализировать речевой поток, вычленяя в нём предложения и графически записывая их.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Соответствие возрасту.

Материально-техническая база

Имеется необходимое для организации образовательной деятельности оснащение и оборудование:

- учебно-методический материалы (литература, пособия, игры);

- помещение для занятий, обеспечивающее образование ребенка через игру, общение, другие виды деятельности;

- оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства развития, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста;

– мебель, техническое оборудование.