«Будь Здоров!»

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. В связи с этим одним из путей в решении проблем оздоровления детей и профилактики различных заболеваний являются занятия фитбол-гимнастикой.

Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.

Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы.

Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани (Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук, 2003). Практически это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-аэробики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

- для укрепления мышц брюшного пресса;

- для укрепления мышц спины и таза;

- для укрепления мышц ног и свода стопы;

- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

- для формирования осанки;

- для развития ловкости и координации движений;

- для развития танцевальности и музыкальности;

- для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

Педагоги

Воспитатель

Содержание программы

Программа «Будь здоров» включает в себя четыре этапа.

1-й этап.

1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

2. Обучить правильной посадке на фитболе.

3. Учить базовым положениям при выполнении упраж­нений в партере (сидя, лежа, в приседе).

Структура занятий на этом этапе включает в себя традици­онную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражне­ниями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимна­стики, 5–6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.

2-й этап.

1. Научить сохранению правильной осанки при выпол­нении упражнений для рук и ног в сочетании с покачива­ниями на фитболе.

2. Научить сохранению правильной осанки при умень­шении площади опоры (тренировка равновесия и координа­ции).

3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равно­весия с различными положениями на фитболе.

4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем уп­ражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.

3-й этап.

1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

4-й этап.

1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

Цели программы

Повышение уровня физической подготовленности детей и укрепление их здоровья. Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики на развитие физических способностей детей дошкольного возраста

Результат программы

К концу обучения ребенок:

-способен сохранять правильную осанку при уменьшении площади опоры (совершенствование функции равновесия и координационных способностей); -умеет выполнять комплексы общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всех темпе;

-способен осуществлять страховку, вырабатывать навыки самостраховки;

-в совершенстве владеет техникой выполнения упражнений с фитболом в различных исходных положениях;

-качественно выполняет упражненияс сохранением равновесия из различных исходных положений;

-способен изменять направление и скорость передвижения, выполнять комбинированные по своей структуре сложнокоординационные упражнения (свободно управляет отдельными частями своего тела и перемещает их в пространстве, согласовывает движения во времени и контролирует степень их правильности);

-способен четко и правильно выполнять движения в заданном темпе, ритме и направлении (согласованность движений с музыкой, с действиями всего коллектива);

-проявляет инициативу и творчески подходит к выполнению двигательных действий с мячом (самостоятельно придумывает новые упражнения с фитболом, гибко использует приобретенные ранее знания и умения, творчески применяет их в зависимости от конкретных условий).

Общие результаты:

-всестороннее, гармоничное развитие воспитанников;

-оздоровительное воздействие фитболов на организм детей;

-положительная динамика физической подготовленности детей;

-укрепление крупных и мелких мышечных групп туловища и конечностей у детей;

-нормализация психоэмоционального состоянияу детей;

-увеличение у детей интереса к занятиям физической культуройи повышение двигательной активности;

-оптимизация двигательного режима;

-заинтересованность и осведомленность родителей воспитанников в вопросах оздоровления детей посредством фитбол-гимнастики.

Особые условия проведения

Физкультурный зал.

Наличие фитболов с ручками, мячей массажёров разной формы и разного диаметра (малого и d=18-20см), гимнастических  палок ковриков, музыкального центра.

Материально-техническая база

-физкультурный зал

-наличие фитбол-мячей,

-музыкальный центр, диски;

-спортивный инвентарь (мячи, ленточки, палки гимнастические, обручи, кегли, нетрадиционное оборудование)