ДООП «Логоритмика» (Детский сад № 3)

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие детей 5-8 лет, совершенствование речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем пространстве и мире, на понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя, уметь согласовывать свои действия с действиями других, сотрудничать.

Новизна Программы заключается в использовании современных педагогических и здоровьесберегающих технологий. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.

Актуальность Программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, формируют предпосылки к школьному обучению.

Ведущие виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, музыкально-ритмическая, театрализованная.

Основные формы при проведении занятий по логоритмике – фронтальная. В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы. Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия. Он демонстрирует упражнения, отдельные роли в подвижных играх, роли водящего, выступает в роли судьи, капитана команды. Все приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и сопровождаются речью. Игровой прием – наиболее близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее эффективен. Логоритмические методики и средства логоритмических занятий позволяют в интересной для детей и доступной для их понимания форме формировать различные речевые навыки, в том числе и дыхание, его темп, выразительность речи. Во время музыкальных игр дети дополнительно развивают свои мимические способности, работают со своим голосом и артикуляцией.

Формы подведения итогов реализации программы: в конце учебного года проводится отчетное мероприятие.

Педагоги

Ремешкова Светлана Николаевна – учитель-логопед.

Высшее педагогическое образование, первая квалификационная категория.

Опыт педагогической деятельности – 19 лет.

Трудолюбива, работоспособна, дисциплинированна, ответственна.

Систематически повышает свой профессиональный уровень.

Стремиться постоянно повышать качество обучения.

Умеет находить общий язык с детьми любого возраста и статуса.

Имеет желание развиваться и способность быстро учиться.

Ориентируется в современных технологиях и информационных ресурсах.

Отсутствие судимостей.

Содержание программы

Занятия проводятся фронтально в группах по 15-16 человек продолжительностью от 20 до 35 минут в музыкальном зале. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. На логоритмических занятиях используется комплекс упражнений, которые ребенок выполняет при помощи стихотворных строк, как правило, сопровождаемых музыкой. Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы. Выбор и последовательность видов упражнений зависит от возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей, участвующих в реализации Программы, способствует раскрытию сюжета и темы занятия, достижению поставленных целей и задач.

Логоритмические занятия включают в себя следующие элементы и виды упражнений:

§ Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

§ Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

§ Артикуляционная гимнастика полезна в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

§ Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

- упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

- выработка продолжительного речевого выдоха,

- тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

§ Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.

§ Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

§ Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

§ Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др.

§ Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

§ Логопедические распевки развивают память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков, улучшению артикуляции, дыхания.

§ Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Пальчиковые игры и сказки, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. 

§ Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. 

§ Театральные этюды. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. 

§ Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству.

§ Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.

§ Упражнения на релаксацию помогают детям научиться снимать эмоциональное и физическое напряжение.

Цели программы

Профилактика и коррекция имеющихся отклонений в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста посредством сочетания слова, музыки и движения.

Коррекционно-развивающие задачи:

§ развивать речевую моторику (артикуляционную и мимическую), подвижность артикуляционного аппарата;

§ развивать способность правильно выполнять артикуляцию звуков изолированно и в слоговых рядах, словах, чистоговорках, стихотворениях;

§ способствовать развитию грамматически правильной связной речи;

§ формировать правильное речевое и физиологиеское дыхание;

§ развивать умения выполнять движения в соответствии со словами;

§ развивать слуховое, зрительное, двигательное внимание, память;

§ способствовать развитию музыкального, динамического, фонематического слуха, чувства темпа, ритма;

§ развивать интонационную выразительность речи, умение регулировать высоту и силу голоса.

Образовательные задачи:

§ способствовать формированию знаний и расширению словарного запаса по лексическим темам;

§ развивать двигательные умения и навыки, пространственные представления, переключаемость и координацию движений;

§ развивать общую и тонкую моторику, кинестетические ощущения;

§ развивать коммуникативные умения и навыки;

§ стимулировать развитие творческой активности (воображение, ритмическая выразительность, умение перевоплощаться).

Оздоровительные задачи:

§ формировать умения выполнять оздоровительные упражнения для горла, глаз, выполнять самомассаж лица и тела; выполнять упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц лица и тела, на преодоление двигательного автоматизма;

§ воспитывать потребность в здоровом образе жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей. 

Воспитательные задачи:

§ формировать навыки позитивного межличностного общения, умения согласовывать собственное поведение с поведением других людей;

§ воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;

§ воспитывать бережное отношение к природе, животным;

§ воспитывать нравственно-этические и эстетические чувства.

Результат программы

§ Расширение и активизация словарного запаса по изученным лексическим темам.

§ Формирование умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

§ Развитие артикуляционной моторики.

§ Развитие общей и мелкой моторики, координации движений, ориентации в пространстве;.

§ Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

§ Развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей.

§ Формирование модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

§ Активизация всех видов внимания и памяти.

§ Воспитание бережного отношения к природе, животным.

§ Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Особые условия проведения

Для успешной реализации Программы в учреждении обеспечены следующие педагогические условия:

уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Материально-техническая база

Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности.

Логоритмические занятия проводятся в музыкальном зале с использованием специального оборудования и материалов.

Оборудование: зеркала, проектор, экран, ноутбук, подборка аудио- и видеозаписей на флешносителе для просмотра и прослушивания музыкально-ритмических упражнений.

Атрибуты: маски и костюмы зверей, птиц, игрушки, массажные мячи, ленты, обручи, предметные картинки по лексическим темам, муляжи овощей и фруктов и др.

Детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, деревянные ложки, дудки, колокольчики, металлофоны и др.