Дополнительная общеобразовательная программа Шахматы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «Шахматы» ориентирована на создание условий для формирования здорового образа жизни, гармоничного развития, воспитание морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям.
Обучение по программе позволяет выявить одаренных детей и является основой для дальнейшего более глубокого обучения игре в шахматы.

Педагоги

педагог дополнительного образования Дмитриев Андрей Валерьевич

Расписание

режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа (45 мин. перерыв 10мин.45 мин.) 144 часа в год.

Содержание программы

1. Вводное занятие. Оборудование. ТБ.
2.Первое знакомство с Шахматным королевством. Шахматы – спорт, наука, искусство.
3.Шахматная доска – поле шахматных сражений. Правила игры. Первоначальные понятия.
4.Благородные пешки черно-белой доски.
5.Король – самая важная, главная фигура. Стратегия игры.
6.Шахматные фигуры- ладья, слон, ферзь, конь, пешка
7.Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.
8.Шах. понятие о шахе. Защита от шаха.
9.Мат- цель игры.
10.Ничья. Пат. Рокировка
11.Шахматная партия. Начало шахматной партии. Дебют. Правила и законы дебюта.
12.Короткие шахматные партии. Сеансы одновременной игры.
13.Занимательные страницы шахмат. Конкурсы решения задач, этюдов.
14.Спротивно-массовые мероприятии. Соревнования.

Цели программы

Создание условий для интеллектуального и духовного развития ребенка, средствами шахмат определить его дальнейшее развитие, создать предпосылки его личностного самоопределения.

Результат программы

• уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи, ничья;
• знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятие каждой фигуры;
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
• уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнера.

Особые условия проведения

Без особых навыков

Материально-техническая база

Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
Материально-техническое обеспечение:
Сведения о помещении, в котором проводятся занятия: учебный кабинет, компьютерный класс и игровой зал.
Перечень оборудования учебного кабинета: демонстрационная доска, учебные столы и стулья, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, шахматные доски (1 на каждого воспитанника), шахматные часы (одни на двоих).
Учебный комплект на каждого учащегося: рабочая тетрадь, задачники (в соответствии с годом обучения), ручка, цветные карандаши, шахматные доски и часы.
Кадровое обеспечение:
педагог дополнительного образования.