«Зелёная тропинка» (Детский сад № 3)

Программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментальной деятельности, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов. Целенаправленная работа по реализации регионального компонента способствует проявлению детьми накопленных знаний в различных видах продуктивной деятельности: рисунках, аппликациях, изготовлении поделок из различного материала. При реализации программы «Зелёная тропинка» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.

Педагоги

Потякина Ирина Вячеславовна

Содержание программы

Программа направлена  на формирование обобщенных представлений о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире. На развитие экологической культуры и познавательного интереса детей к природе, желания активно изучать природный мир.

Программа помогает научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Научить детей простейшим правилам поведения в природе.Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.

Программа способствует поддержанию проявлений инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах. Обогащению самостоятельного опыта практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками.

Освоение программы направлено на развитие у ребенка умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения. На развитие мышления, творческих способностей, умения думать самостоятельно, логично и последовательно.

Программа способствует воспитанию нравственных чувств, выражающихся в сопереживании природе, и эстетических чувств, связанных с красотой природного мира. Воспитанию основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки. Формированию понимания необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой.

Цели программы

Воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе; формирование представлений о самоценности природы, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту; закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

Результат программы

Ребёнок владеет навыками детской проектной и экспериментальной деятельности в направлении «Экологическое развитие» и способен применять их в экологически значимой деятельности.

Использует наблюдение, как способ познания: способен принять цель наблюдения, ставить её самостоятельно.

Сравнивает характерные и существенные признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей.

Активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения.

Составляет творческие рассказы, экологические сказки о явлениях природы.

Использует модель в качестве плана рассказа, доказательно строит суждение.

Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их существования.

Имеет сформированное экологическое мышление, умеет выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности.

Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов.

Владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

 

Особые условия проведения

Особых условий не требуется

Материально-техническая база

Успешность работы по экологическому воспитанию дошкольников определяется не только разработанной технологией, выделением ее цели и задач, подбором соответствующих методов воздействия, но и организационными условиями, в том числе существенную роль играет оснащение предметно-развивающей среды.

Развивающая предметная среда в «Экологическом кабинете» отвечает Принципам интеграции, обогащённости, наукоёмкости, полифункциональности; требованиям эстетики и современного дизайна, соответствует возрасту детей и критериям функционального комфорта.

Комната подразделяется на ряд функциональных зон:

"Маленький ученый":

- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы.

- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы.

- Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена.

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт.

- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, нитки, и т.п.

- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики.

- Детские халаты, фартуки.

- Схемы для проведения опытов.

- Журнал для фиксирования результатов.

 

"Уголок природы«:

- Календарь природы, модель календаря природы.

- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений).

- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки).

- Воронки.

- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины).

- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы.

- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики...).

- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).

- Игры экологического содержания: «Лето в деревне», «Домашние животные», Кто где живёт«, «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.

 

"Огород на подоконнике":

- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур).

- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями).

 

"Умелые ручки":

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:

- Для рисования (гуашь, пастель, цветные карандаши, акварель, кисти...).

- Для лепки (пластилин, соленое тесто).

- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты...).

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам...) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

 

"Экологическая тропа":

Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.