«Ламбушка»

 

Совершая прогулки, экскурсии, походы, обучающиеся познакомятся со своим краем, изучат свою страну с «малой Родины», познают патриотические, трудовые, нравственные традиции народа.

Совместные путешествия, коллективные действия в условиях походной жизни способствуют формированию моральных качеств личности: коллективизма, чувства товарищества и взаимопомощи, целеустремленности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели, дисциплинированности, патриотизма.

 

Педагоги

Погиба Елена Фёдоровна, образование высшее, высшая квалификационная категория, педагогический стаж - 31 год

Морозова Наталья Анатольевна, образование высшее, первая квалификационная категория, педагогический стаж - 29 лет

Содержание программы

Программа рассчитана на 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (40 минут).

Содержание программы:

I. Введение в туризм.
1. Вводное занятие. Информация о работе кружка, цели, задачи, содержание работы. Организация занятий. Законы туристов.
1.1. Туризм в России. Виды туризма. Инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
II. Основы пешеходного туризма.
2.1. Туристские возможности родного края, природа и его история. Краеведческая работа в походе.
Практические занятия. Знакомство с картой района. «Путешествия» по карте. Проведение краеведческой викторины "Наш район«.
2.2. Особенности пешеходного туризма. Общая характеристика пешеходного туризма.
2.3. Туристское снаряжение. Рюкзаки. Групповое и личное снаряжение. Правила укладки рюкзаков.
Практические занятия. Выполнение тестовых заданий, туристские эстафеты. Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Проведение игры «Что взять с собой в поход». Уход за снаряжением, его ремонт.
2.4. Бивуак. Привалы и ночлеги. Правила поведения в палатке. Типы костров и их назначение. Противопожарные меры. Охрана природы на местах привалов и ночлегов. Нормы поведения туристов в населенных пунктах. Организация ночлегов в помещении. Игры в пути и на привале. Туристическая песня.

Практические занятия. Организация бивака в полевых условиях. Установка и снятие палатки. Разучивание игр. Разучивание и исполнение туристических песен.

2.5. Гигиена туриста. Личная гигиена туриста. Уход за ногами и обувью в походе. Питьевой режим, гигиена и режим питания.
Практические занятия. Формирование медицинской аптечки на поход выходного дня. Приёмы транспортировки пострадавшего, транспортировка пострадавшего. Оказание доврачебной помощи, перевязки при несложном ранении.
2.6. Организация и подготовка пешеходного похода.
Практические занятия. Составление плана подготовки похода. Разработка и изучение маршрута похода. Подготовка группового и специального снаряжения.
2.7. Питание в туристском походе.
Практические занятия. Составление меню на поход выходного дня.
2.8. Ориентирование на местности. Топография. Типы компасов. Устройство компаса и его применение. Ориентация на местности по карте, компасу и местным предметам.
Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, нахождение предмета по азимуту.
2.9. Техника и тактика пешеходного похода. Спортивная подготовка туриста. Узлы.
Практические занятия. Спортивные игры. Вязка туристских узлов. Работа с веревками. Работа с карабинами.
2.10. Подготовка к походу выходного дня. Определение цели и района похода, комплектование группы и распределение обязанностей.
Практические занятия. Разработка маршрута, оформление маршрутных документов. Подготовка снаряжения.
2.11. Поход выходного дня. Движение группы по карте. Преодоление естественных препятствий. Организация бивуака. Оказание помощи и транспортировка условно пострадавшего.
2.12. Техника безопасности при проведении похода выходного дня.
2.13.Подведение итогов похода. Составление отчета.
Практические занятия. Чистка, ремонт и сдача снаряжения на склад. Сочинение "Мой первый поход".
III. Основы лыжного туризма.
3.1. Особенности лыжного туризма.
3.2. Тактика и техника лыжного туризма.
Практические занятия. Строевые приемы с лыжами и на лыжах.
3.3. Естественные препятствия в лыжном походе, техника их преодоления.
Практические занятия. Движение на лыжах в лесу и по пересеченной местности, по заснеженным и обледенелым склонам, способы преодоления препятствий. Меры по обеспечению безопасности, страховка, самозадержание, самостраховка.
3.4. Топография и ориентирование на местности. Значение для туриста знания топографии и умения ориентироваться на местности.
Практические занятия. Определение сторон горизонта по часам. Ориентирование на местности с помощью компаса. Подготовка данных для движения по азимуту в виде таблиц, схем. Учебные тренировки на лыжах по азимуту на открытой местности, в кустах, в лесу. Контроль правильности направления. Обход препятствий. Топографический диктант.
3.5. Снаряжение. Общественное снаряжение и требования к нему.
Практические занятия. Установка и подгонка лыжных креплений. Состав и комплектование ремонтного набора для лыжного похода.
3.6. Гигиена туриста-лыжника.
Практические занятия. Помощь при обморожениях. Обработка ран, наложение повязок и шин. Изготовление волокуши для транспортировки условно пострадавшего.
3.7. Организация и подготовка лыжного похода выходного дня.
Практические занятия. Разработка маршрута. Составление сметы расходов.
3.8.Лыжный поход выходного дня. Движение по маршруту. Преодоление естественных препятствий. Устройство бивуака (костер "Нодья").
3.9.Подведение итогов похода выходного дня. Составление отчетности. Оформление маршрутного листа. Оформление летописи походов.

 

Цели программы

1. Разностороннее  развитие личности.

2. Активное  использование ценности туризма для укрепления  здоровья.

3. Организации активного отдыха.

Результат программы

 

В результате прохождения программы обучающиеся будут знать:

  •  историю развития туризма;
  •  особенности природных условий родного края;
  •  основы техники и тактики лыжного и пешеходного туризма;
  •  основы технических и тактических приемов спортивного ориентирования;
  •  способы развития основных физических качеств необходимых туристу (сила, выносливость, быстрота), функциональные возможности своего организма;
  • основные правила поведения в лесу (походе);
  • способы приготовления пищу с использованием природных ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды, травы);
  • технику безопасности при проведении похода, на биваке, при движении на маршруте, при заготовке дров, разведении и работе у костра;
  • как вести себя в экстремальной ситуации, опасности, травмы и заболевания, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, с дикими животными и ядовитыми растениями, насекомыми;
  • сигналы бедствий, правила и приемы транспортировки пострадавшего;
  • узлы, уметь их вязать и знать их назначение, уметь правильно применять их на практике;
  • условные топографические знаки спортивных карт;
  • правила упаковки и транспортировки продуктов в походе;
  • типы, виды костров и их назначение;
  • основы гигиены туриста.
    Обучающиеся будут уметь:
  • определять географическое положение, границы района, называть и показывать формы рельефа;
  • готовить личное, групповое снаряжение в зависимости от сезона, правильно подогнать и уложить рюкзак;
  • ориентироваться на местности без карты (с картой, с компасом и без компаса), читать топографическую карту;
  • преодолевать естественные и искусственные препятствия, преодолевать этапы: спуск, подъем по склону, траверс склона, переправу по бревну, навесную переправу, переправу по верёвке с перилами, маятниковую переправу, заболоченный участок;
  • надевать страховочную систему, вязать узлы, бухтовать веревки;
  • выбрать место для привала, оборудовать его простейшими укрытиями от дождя (на случай ночлега под открытым небом);
  • комплектовать походную аптечку, применять лекарственные препараты, содержащиеся в аптечке по назначению;
  • оказывать доврачебную помощь;
  • изготовлять туристские самоделки, снаряжение;
  • пользоваться топографическими и спортивными картами, читать карты;
  • пользоваться компасом, двигаться по азимуту, определять расстояние на местности;
  • определять погоду по местным признакам;
  • разводить костёр в любую погоду;
  • приготовлять пищу на костре;
  • правильно подобрать продукты питания для похода в зависимости от их калорийности и сложности похода;
  • составлять меню на каждый день похода;
  • оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.

 

 

 

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Для организации и проведения занятий имеются:
- палатки,
- рюкзаки,
- верёвки,
- коврики,
- компасы,
- карты,
- топографические знаки.