«Исследователи природы»

Программа имеет естественно-научную направленность, является разноуровневой.

Содержание программы знакомит обучающихся со свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах. 
Знакомство детей с веществами и химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с  применяемыми в быту веществами, некоторыми полезными ископаемыми.  
 Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей детей; но, в то же время, содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребята знакомятся с лабораторным оборудованием, приобретают навыки работы с химической посудой и учатся проводить химические опыты с соблюдением правил техники безопасности.
Обучающимся, уже изучающим химию, программа позволяет расширить и углубить практическое применение полученных теоретических знаний по предмету, развить любознательность и интерес к химии, совершенствовать умения обращаться с веществами, встречающимися в быту.
Программа предназначена как для обучающихся, желающих связать свою будущую профессию с химией или медициной, так и для учащихся, желающих  более глубоко понимать современный мир химии.

Педагоги

Вяккерева Ольга Николаевна, высшее образование, высшая категория, педагогический стаж 21 год

Содержание программы

Программа реализуется по двум уровням: стартовый и базовый. Каждый уровень рассчитан на 72 часа в год.

Содержание программы.

Стартовый уровень.

Раздел 1. Приёмы обращения с веществами и оборудованием
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.
Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Нагревательные приборы и пользование ими.
Устройство технических весов и правила взвешивания.
Изготовление фильтров. Фильтрование взвесей.
Выпаривание, кристаллизация, перегонка.
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Знакомство с основными приёмами работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Раздел 2. Химические реакции. Занимательные опыты.
Вода – хороший растворитель. Свойства воды.
Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Изготовление растворов заданной концентрации.
Очистка поваренной соли.
Знакомство с индикаторами.
Знакомство с индикаторами.
Обнаружение кислот в лимоне и яблоке.
Чай – природный индикатор.
Раздел 3. Химия в живых организмах.
Химия в природе.
Кислоты в природе и в повседневной жизни.
Органические вещества в организмах.
Обнаружение жиров в орехах, семенах подсолнечника.
Устройство микроскопа.Рассматривание готовых микропрепаратов.
Изготовление микропрепаратов.
Минеральные вещества в живых организмах.
Раздел 4. Химия вокруг нас
Природные ископаемые Карелии. Работа с коллекциями.
Изготовление школьных мелков.
Изготовление красок. Написание картины.

Базовый уровень.

Введение: Химия, как наука Алхимия. История развития химии. 
Тема 1. Техника безопасности и навыки работы с лабораторным оборудованием.
Тема 2. Вещества и химические реакции.
Тема 3. Элементы аналитической химии:
Индикаторы. Природный индикатор – чай. Лакмус – индикатор, выделенный из лишайников. Картофельные чипсы. Из чего они состоят? Калорийность продуктов питания. Качественная реакция на крахмал. Минеральные и газированные воды. Основные составляющие. Аскорбиновая кислота. Способы обнаружения кислоты. Титрование. Определение углекислого газа в напитках.
Тема 4: Элементы химического синтеза. 
Краски.  Изготовление пигментов в школьной лаборатории.Кристаллы в природе. Запахи в природе.
Тема 5. Основы безопасного обращения с веществами. 
Тема 6. Пищевые продукты
Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения. Пищевая аллергия. 
Тема 7. Домашняя аптечка.
Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Домашняя аптечка.
Тема 8. Косметические средства и личная гигиена.
Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос. Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни. Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами.
Тема 9. Средства бытовой химии.
Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.
Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми. Удобрения и ядохимикаты. Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии. Составление инструкций по безопасной работе со средствами бытовой химии.
Тема 10. Химия и экология.
Использование природных ресурсов. Надолго ли нам хватит полезных ископаемых. Сырьевые войны.
Вода. Вода в масштабах планеты. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы. Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды. Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди. Защита атмосферы от загрязнения. Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и их источники. Промышленные и бытовые отходы. Основные виды твёрдых отходов. Возможные направления использования твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов.
Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду. Практические работы. Органолептические свойства воды. (Сравнение различных видов воды по запаху, цвету, прозрачности, наличию осадка, пригодности для использования.) Изучение состава почвы. (Состав почвы. Механический анализ почвы. Практическое определение наличия в почве воды, воздуха, минеральных солей, перегноя.)

Цели программы

Развитие естественно-научного мировоззрения, познавательных интересов и интеллектуальных способностей обучающихся в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

Результат программы

Стартовый уровень.

По окончании реализации программы обучающийся будет знать:
- приёмы обращения с веществами и оборудованием;
- основные химические термины, "химический язык";
- о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами;
будет уметь:
- проводить наблюдения и эксперимент под руководством педагога;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Базовый уровень.
По окончании реализации программы обучающийся будет знать:
- исторические аспекты развития химии;
- определения изученных понятий;
- о влиянии бытовых веществ на окружающую среду;
- правила безопасного обращения с препаратами бытовой химии, лекарственными средствами и пищевыми продуктами;
- способы оказания первой медицинской помощи при отравлениях бытовыми веществами;
будет уметь:
- проводить химический эксперимент;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- оформлять результаты своей работы (в виде презентации, доклада, их защиты);
- грамотно использовать средства бытовой химии;
- правильно использовать лекарственные средства;
- владеть навыками безопасного обращения с бытовыми веществами.
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Для организации образовательного процесса имеется необходимое оборудование.
Лабораторная посуда, приборы и оборудование:
1. комплект мерной посуды;
2. комплект изделий из керамики и фарфора;
3. набор посуды и принадлежностей для проведения демонстрационных опытов;
4. спиртовка демонстрационная.
Модели, коллекции:
1. коллекция "Волокна";
2. коллекция "Нефть и продукты ее переработки";
3. коллекция "Топливо";
4. коллекция "Пластмассы";
5. образцы бытовых веществ с инструкциями по их применению.
Печатные и электронные пособия:
1. периодическая система элементов Д.И. Менделеева;
2. таблица растворимости веществ;
3. правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.
Технические средства обучения:
1. мультимедийный компьютер с пакетом программ;
2. проектор;
3. экран;
4. средства телекоммуникации (электронная почта, выход в Интернет).
Учебная мебель.
Учебные столы и стулья, согласно СанПиН.