Азбука экологии

Экологическое состояние нашей планеты является глобальной проблемой современности. Угроза экологического кризиса, сформированное в обществе прагматическое отношение к природе вывело экологическое образование на первое место по значимости, как для человека, так и для природы. В этом направлении создано немало программ, которые дают основные понятия и представления об экологии, знакомят с глобальными экологическими проблемами, способствуют изучению экологического состояния окружающей среды. Недостатком таких программ является то, что они не предусматривают длительного нахождения детей в природе, не учитывают региональные и местные особенности, национальные традиции и обычаи. Это и послужило причиной для создания данной программы.

Программа предполагает обучение детей младшего подросткового возраста 10-13 лет и построена с учетом возрастных особенностей данного периода. Для детей этого периода свойственно преобладание эмоций, резкая смена настроения. Они очень негативно оценивают себя и других, критично относятся к себе. Для них характерна потребность быть взрослым (самостоятельным, независимым от взрослых), стремление к поиску деятельности, возможности самоутверждения, признания в глазах сверстников и групповой идентификации.

В познавательной деятельности у подростка сохраняется высокий познавательный интерес, идет формирование понятийного мышления, нравственной и экологической культуры, становление самосознания. Ребенок способен освоить механизмы обобщать, выделять причинно – следственные связи, оценивать. Подросток в большей степени готов участвовать в природоохранной деятельности и заботиться о природе, склонен к практическим занятиям, к групповой деятельности, в которых он может реализовать свои интересы.

 Программа рассчитана на два года обучения. Годовой объём программы для детей первого года обучения рассчитана на 144 часа в год (4 часа в неделю), а для детей второго года обучения на 216 часов при нагрузке 6 часов в неделю. Занятия ведутся в профильных группах постоянного состава, численность группы 9 человек, при этом учитывается занятость детей, физическое здоровье и запросы обучающихся.

Формы организации обучающихся на занятии: групповая, фронтальная или индивидуальная.

Основные формы проведения занятий: комплексное учебное занятие, экскурсия в природу и на местные предприятия, выставка, походы, акции, мастер классы и т.д.

Педагоги

Лавреженкова Людмила Ивановна - педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.

Содержание программы

1 год обучения:

1. Я и моё окружение
2. Город – дом, в котором мы живём
3. Природоохранная деятельность осенью
4. Деревья и кустарники моего города
5. Жизнь животных в городе
6. Мы друзья природы
7.Организмы и окружающая среда
8.Взаимоотношения в природе
9. Человек и природа
10. Азбука здоровья
11. Проект "Изучаем городской водоём"
12. Природоохранная деятельность весной
13. Подведение итогов работы объединения


2 год обучения:

1. Экологические проблемы моего города
2. Снижение биоразнообразия – одна из экологических проблем города
3. Как сохранить биоразнообразие
4. Загрязнение – большая экологическая проблема
5. Мусор – наше богатство
6. Сокращение зелёных территорий
7. Вода – источник жизни
8. Энергия в доме
9. Полезные ископаемые на службе у человека
10. Отдых в природе
11. Природоохранная деятельность весной
12. Проект "Экологическая тропа"
13. Как стать инструктором экологом
14. Подведение итогов работы объединения

Цели программы

Цель программы: создание условий для формирования у воспитанников системы ценностных отношений к природе.

Результат программы

В результате первого года обучения дети должны знать:

– структуру городских экосистем, их основные компоненты,

– взаимосвязи между компонентами экосистем,

– типичных представителей городской фауны,

– факторы среды и их влияние на растительный и животный мир города,

– факторы антропогенного влияния на городские сообщества.

уметь:

– распознавать природные объекты в природе, по гербарным и коллекционным материалам,

– устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями,

– сравнивать разные объекты,

– проводить наблюдения по плану,

– формулировать экологические проблемы.

 

В результате второго года обучения дети должны знать:

– основные экологические понятия и термины,

– городские природные объекты,

– экологические проблемы своего края,

-особенности и устойчивость растений и животных к жизни в городской среде,

– последствия экологических проблем,

– пути решения экологических проблем.

уметь:

– распознавать природные объекты,

– устанавливать взаимосвязи между природными объектами и деятельностью человека,

– проводить исследования в природе по инструкции или плану,

– прогнозировать последствия влияния человека на городские экосистемы

– планировать меры по сохранению и улучшению экологического состояния природных объектов,

– оформлять результаты исследований,

– осуществлять практическую деятельность,

– оценивать себя и свое окружение.

Результатом обучения по данной программе является воспитание личности, мотивированной на сохранение своего здоровья, ориентированной на здоровый образ жизни, обладающей определенными знаниями и умениями, первоначальными исследовательскими навыками и умением применять их на практике; обогащенной личным опытом положительного, гуманного взаимодействия с природой; становление личности, умеющей адекватно вести себя в природе и в социуме.

Особые условия проведения

Занятия проводятся на новом современном оборудовании единым для программ по "Биологии" и "Экологии"

*Основной перечень оборудования можно просмотреть в разделе материально-техническая база.

 

Материально-техническая база

 Используемое оборудование:

Шагомер Компас

Мерная вилка Рулетка

Бинокли Чашки Петри

Пинцеты Мерные стаканы

Монокуляры Бинокли

Микроскопы Лупы

Электрическая плитка Весы

Стеклянные палочки Разновесы

Колбы Сачки

Предметные стекла Кюветы

Диск белый Индикаторная бумага

Батометр Фильтровальная бумага

Пробоотборник Набор индикаторных трубок

Настольные лампы Прибор для определения состава воздуха

Тест – комплекты Тест для определения жесткости воды

Веревка Мячи

Сетка металлическая Гербарные папки

Термометры Шкала цветности

Спиртовки Бензин

Химические реактивы: соляная кислота, марганцевокислый калий, едкий натр, серная кислота, тимол, медный купорос, железный купорос

 Гербарии и коллекции:

Травянистые растения: подорожник, лапчатка гусиная, лопух, череда, мать-и-мачеха
Гербарий прибрежных и водных растений
Гербарий деревьев и кустарников: береза повислая, клен остролистный, дуб черешчатый, липа крупнолистная и мелколистная, вяз шершавый, лиственница, сосна обыкновенная и сибирская, пихта, снежноягодник, боярышник и другие
Коллекция моллюсков
Коллекция водных беспозвоночных
Микропрепараты дафнии, инфузории, циклопа
Коллекция грибов и лишайников
Влажные препараты «Астрицы», "Осьминог«

 

Учебно – дидактические материалы:

Карта мира
Карта России
Карта г. Сортавала
Иллюстрации животных и растений:
Иллюстрации синантропных видов животных: галка, ворона, сорока, синица большая, утка-кряква, белка, мышь, крыса, кошка, собака.
Иллюстрации животных и растений индикаторов
Набор фотографий города
Учебное пособие «Городская экосистема», «Экосистема леса», «Кислотный дождь», "Парниковый эффект«
Типы кормушек
Набор перьев (раздаточный)
Коллекция семян деревьев и кустарников
Раздаточный набор семян и плодов деревьев и кустарников
Спилы деревьев
Таблицы «Пауки», «Насекомые», «Охрана водоемов», «Загрязнение воздуха», «Загрязнение почвы», «Загрязнение воды», «Накопление ядовитых веществ животными и растениями», «Очистка воды от загрязнения» и другие
Игры подвижные, познавательные, коммуникативные