«Финансовая грамотность»

Программы «Финансовая грамотность» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Программа «Финансовая грамотность» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем, применить полученные знания в реальной жизни.

Новизна программы в том,  что она направлена на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Программа впервые вводится в образовательный процесс МАОУ ДО «Беломорский ЦДО».

Педагоги

Азарова Валентина Владимировна -  педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование, имеющая степень кандидата экономических наук, обладающая достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области экономического образования и детской психологии, который :

• владеет навыками и приёмами организации занятий дополнительного образования;

• знает физиологию и психологию детского возраста;

• умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;

• умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;

• умеет видеть и раскрывать творческие и спортивные способности воспитанников.

Содержание программы

Программа состоит из трёх модулей.

Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Тема. Деньги: что это такое? Учебные мини-проект."Деньги"
Тема. Из чего складываются доходы семьи Практическая работа "Учимся считать семейные доходы"
Тема. Исследуем доходы семьи Учебные мини-проекты "Доходы семьи"
Тема. Как появляются расходы семьи Учимся считать семейные расходы.
Тема. Исследуем расходы семьи. Учебные мини-проекты "Расходы семьи"
Тема. Как сформировать семейный бюджет Ролевая игра. "Семейный совет по составлению бюджета"

Модуль 2. Человек и государство: как они взаимодействуют
Тема. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства
Тема. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги.
Ролевая игра. "Считаем налоги семьи"
Тема. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства
Тема. Что такое социальные пособия и какие они бывают
Тема. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ Ролевая игра. "Оформляем социальное пособие"

Модуль 3. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Тема. Для чего нужны банки
Тема. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады
Тема. Что такое кредиты и надо ли их брать. Изучаем сайт Центрального банка РФ.
Тема. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. Учебные мини-проекты "Банковские услуги для семьи".
Тема. Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму Ролевая игра. "Открываем фирму"
Тема. Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

 

Цели программы

Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения.

Результат программы

В конце программы у учащихся появится:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• приёмы работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• знание и опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики;

• способности делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• произойдет кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Каждый учащихся: 

- осознает себя как члена семьи, общества и государства, будет понимать экономические проблемы семьи и сможет принимать участие в их обсуждении, научится понимать финансовых связей семьи и государства;

- научиться сопоставлять доходы и расходы, рассчитывать проценты;

- начнёт проявлять самостоятельность и личную ответственность за своё финансовое поведение, планировать собственный бюджет, искать варианты собственного заработка;

-научится сотрудничать  со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, будет принимать участие в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достижение обоюдного взаимопонимания;

- начнет понимать необходимость собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

1. Ноутбук.

2. Интернет.

3. Видео и аудиозаписи.

4. Презентации в каждому занятию.

5. Тетрадь и ручка у каждого учащегося.