Занимательная физика

Программа предоставляет возможность значительно расширить границы программы по физике для учащихся общеобразовательных школ, стать хорошим дополнением к основной программе, совершенствовать навыки физического эксперимента.

Занятия в кружке способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, помогают лучше осваивать школьную программу и создают условия для всестороннего развития личности.

Программа «Занимательная физика» закрепляет основные физические понятия и законы, знакомит с чудесами природы и техники, с великими учеными и изобретателями.

Педагоги

Анхимова Татьяна Даниловна

Содержание программы

1. Вводное занятие (1ч.)

Вводное занятие. Значение эксперимента для развития научных теорий и создания новых технических устройств. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.

2. Решение тестовых задач по физике (5ч.)

Решение задач по различным разделам физики ( подготовительный этап к ОГЭ, школьной и районной олимпиаде по физике)

3.Люди науки.(1ч.)

Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.

4. Подготовка к неделе физики в рамках предметных недель в школе.

Создание мультимедийных презентаций. (2ч.)

Подготовка и проведение недели физики в рамках предметных недель в школе. Распределение обязанностей по оформления стеллажа, выпуску стенгазет.

Создание мультимедийных презентаций.

5. Интересные явления в природе. Занимательные опыты. Знакомство с книгами Я.И.Перельмана «Занимательная физика» (2 ч.)

Интересные явления в природе. Радуга. Шаровая молния. Полярные сияния. Миражи. Торнадо. Цунами. Землетрясение. Занимательные опыты.(на атмосферное давление, смачивание, дифракцию, инерцию и др.)

6.Занимательные игры по физике.(3ч.) Занимательная физическая игра "Путешествие в мир механики«.

Игра «От лягушачьих лапок к Вольтову столбу». Физика в литературных произведениях и ребусах.

7. Физика на кухне.(3ч.)

8. Самостоятельная работа с приборами(2ч.)

9. Мир электричества и магнетизма. Фокусы по электростатике и магнетизму.(3ч.)

Электрические явления. Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь. Действия электрического тока. Электрический ток в металлах, растворах электролитов, в полупроводниках. Соединение проводников (последовательное, параллельное, смешанное). Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.

Электромагнитные явления. Экскурсия в медицинскую поликлинику.

10.Решение физических задач.(4ч)

Решение экспериментальных и качественных задач. Решение тестовых заданий по физике.

11. Изготовление самодельных приборов и

ремонт существующего оборудования кабинета физики "Архимедовы изобретения".(2ч.)

Изготовление самодельных приборов и ремонт существующего оборудования кабинета физики.

12. Оптика. Занимательные опыты по оптике. Наблюдение за звездным небом.(2ч.)

Оптика. Линзы. Изображения, даваемые линзой. Отражение и преломление света. Занимательные опыты по оптике. Наблюдения в телескоп.

13. Проектная и исследовательская работа.(6 ч.)

Проектная и исследовательская работа. (Основы проектной деятельности) Защита проектов.

 

Цели программы

Развитие самого учащегося как личности, его способностей, его творческого потенциала, в центре внимания находится познавательная деятельность учащихся: исследовать явления природы, повышать уровень знаний по физике и истории физики, формирование понимания научной картины мира, компетентности в общении.

Создание условий, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.

Результат программы

Предметными результатами программы объединения «Занимательная физика» являются:

1. Умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;

2. научиться собирать экспериментальные установки для проведения опытов в учебных и домашних условиях;

3. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

4. развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Метапредметными результатами программы являются:

1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

2. приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;

3.формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

4.овладение экспериментальными методами решения задач.

Личностными результатами программы являются:

1.сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2.самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

3.приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения;

4.приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы.

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью «Тетради наблюдений». В этой тетради учащиеся записывают план проведения и результаты своих наблюдений, экспериментов, которые они проводят как в классе, так и дома. «Тетрадь наблюдений» позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Особые условия проведения

Работа с физическим оборудованием.

Материально-техническая база

Для успешной реализации данной программы необходимо:

· классное помещение (просторное, хорошо отапливаемое и освещенное);

· мебель (столы, стулья, классная доска);

· наглядные пособия и материалы: книги, брошюры, презентации тематических занятий,

· компьютерная техника: (компьютеры, экран, проектор);

· баня комбинированная лабораторная

· pH-метр

· технические весы

· фотоаппарат

· многофункциональный тестер окружающей среды

· ранцевая лаборатория исследования водоемов

· компас