«Лепка из соленого теста»

Ни для кого не секрет, что более половины всех первоклассников, приходя в школу, имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. С каждым годом таких детей становится все больше. Низкий уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Это не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи. Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если в других видах ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково работают обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Педагоги

Худокормова Ирина Владимировна

Содержание программы

1.Введение в предмет.

Знакомство с детьми, с программой занятий. История народного промысла в России. Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе со стекой, красками, клеем и др. материалами. Правила личной гигиены и содержание рабочего места.

2. Особенности лепки натюрморта из теста.

Понятие натюрморта и композиции. Виды натюрморта. Просмотр иллюстраций известных художников. Лепка овощей, фруктов и цветов. Сопоставление предметов по их размеру и форме между собой. Усложнение цветовой гаммы, различие оттенков. Например: яблоко разной степени спелости – от бледно-желтого до желто-оранжевого.

3. Плоскостные изделия. Живое – не живое.

Теория: Знакомство с животным миром, особенности строение различных живых существ. Сказочные и мифические создания. Знакомство с миром не живой природы.

Лепка животных.

Знакомство с работой с шаблоном. Выполнение сложных элементов и объемных частей живых существ.

Лепка животных в движении.

Знакомство с миром неживой природы: творения человека и технический прогресс.

Лепка космических кораблей, зданий, машин. Совмещение живой и неживой природы.

Знакомство с пейзажем, как элементом живой и неживой природы.

Лепка деревьев, гор.

Промежуточная аттестация.

4. Коллаж на примере растительного орнамента.

Теория: Растительный орнамент в ДПИ. Место растительного орнамента на Руси при украшении одежды, жилища. Народные промыслы. Хохлома. Гжель.

Лепка плоскостного рельефного панно с использованием элементов растительного орнамента. Украшение рамок для фотографий, разделочных досок.

Лепка посуды и другой бытовой утвари с элементами украшения их растительным орнаментом.

5. Фигура человека, способы изображения его в лепке.

Теория: Фигура человека как часть сюжетной композиции. Пропорции частей тела, изображение человека в статике и в динамике. Соотношение фигуры человека с окружающими предметами (деревьями, домами). Просмотр иллюстраций художников к сказкам. Изучение частей тела человека. Способы лепки: конструктивное и из целого куска.

Лепка человека в движении. Особенности лепки волос, усов, бороды. Одежда, головные уборы, обувь.

Лепка человеческой фигуры сразу в одежде, нанесение стеками фигуры одежды. Составление простых и сложных сюжетных работ, отработка и закрепление навыков графики, живописи, основ композиции.

6. Объемная лепка.

Теория: Знакомство с объемной лепкой. Виды основы и наполнителя для объемных фигур. Остов фигуры.

Лепка объемного изделия из единого куска и "по частям".

Лепка знакомых предметов и животных: Черепаха, гриб, божья коровка.

7. ПДД

Теория: Правила дорожного движения. Поведение детей вблизи проезжей части, правила перехода дороги по пешеходному переходу.

Лепим светофор. Дорожные знаки.

8.Итоговое занятие.

Итоговая аттестация. Организация и проведение выставки.

Обсуждение работы коллектива в течение года.

Цели программы

Цель программы – художественно-эстетическое развитие творческих способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Результат программы

К концу года обучения учащиеся будут:

Знать:

- понятия: композиции, натюрморт, рельеф;

– о симметричном и ассиметричном узоре.

Уметь:

- владеть основными навыками лепки из теста;

- правильно обращаться с инструментами и красками;

- владеть приемом аппликации.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в учебном кабинете, отвечающем требованиям СанПин. 

Перечень оборудования и материалов, необходимых для реализации программы:

- столы для детей: 7 шт.

- стул для детей: 14 шт.

- ПК (дистанционно-технологические системы Интернета),

- наглядный материал: игрушки, муляжи, готовые изделия,

- магнитная доска 1 шт.,

- магниты 10 шт.,

- стеки 14 шт.,

– кисти 14 шт.,

- клей ПВА 14 шт.,

- цветная бумага, цветной картон 14 уп.,

- белый картон 7 уп.,

- скалки 14 шт.,

- клеенки 7 шт.,

- гуашь 7 уп.