Химия в опытах и задачах

Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности учащихся 9-го класса «Химия в опытах и задачах» направлена на приобретение учащимися дополнительных знаний по курсу химии 9 класса, а именно, – она рассчитана на расширение и углубление знаний по наиболее важным и сложным для учащихся тем.

Уровень освоения программы: углубленный.

Педагоги

Панфилова Ирина Викторовна

Содержание программы

Раздел 1. Введение.

Вводное занятие. Проведение вводного и первичного инструктажа по ТБ.

Раздел 2. Химия вокруг нас.

Роль химии в познании окружающего мира. Значение химии в народном хозяйстве. Роль химии в развитии науки.  Знакомство с химическим веществом и предметами лабораторного оборудования.

Практическая работа № 1 "Знакомство с техникой выполнения общих практических операций: наливание, насыпание, перемешивание веществ, растворение твердых веществ, нагревание".

 

Раздел 3. Вода как растворитель.

Роль воды в природе и технике. Вода во вселенной. Водные источники своего края. Охрана водных источников. Вода как растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Минеральные природные воды и минеральные источники. Источники загрязнений природной воды. 

Пр. р. № 2. "Получение смесей и их разделение".

Пр. р. № 3. "Разделение смеси отстаиванием, фильтрованием, выпариванием"

Пр. р. № 4. "Исследование химического состава воды из природных и иных источников"

Пр.я р. № 5. "Приготовление водных растворов заданной процентной и молярной концентрации, используемых в быту".

Пр. р. № 6 "Растворимость твердых веществ. Кристаллы. Занимательные опыты"

Пр. р. № 7. "Методы очистки. Анализ воды до и после очистки бытовыми фильтрами"

Пр.р. № 8-9 "Решение экспериментальных задач на определение анионов в растворах".

Пр. р. № 10 "Гидролиз солей. Определение pH различных растворов, в том числе природного происхождения"

 

Раздел 4. Основные химические понятия. Вещества. Свойства физические и химические. Явления физические и химические. Химические уравнения. Составление химических реакций.

Пр. р. № 11. "Изучение физических свойств веществ"

Пр. р. № 12. "Признаки химических реакций"

 

Раздел 5 Основные классы неорганических веществ.

Оксиды, классификация, свойства. Основания, название, классификация, свойства. Кислоты, название, классификация, свойства. Индикаторы. Соли, классификация, свойства. Генетическая связь основных классов неорганических веществ. Расчеты но уравнениям химических реакций. Вычисление массы вещества (исходного или получаемого), если известна масса другого. Вычисление объема вещества (исходного или получаемого), если известен объем другого. Вычисление массы вещества, если известна масса другого, содержащего определенную долю примесей. Теоретический и практический выход продуктов реакции. Вычисление массы продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке.

 

Пр. р. № 13-15. Решение экспериментальных задач по теме: "Основные классы неорганических веществ".

 

Раздел 6. Общие закономерности течения химических реакций.

Типы химических реакций. Расчеты но уравнениям химических реакций. Вычисление массы вещества (исходного или получаемого), если известна масса другого. Вычисление объема вещества (исходного или получаемого), если известен объем другого. Вычисление массы вещества, если известна масса другого, содержащего определенную долю примесей. Теоретический и практический выход продуктов реакции. Вычисление массы продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке. Занимательные опыты по химии.

Пр. р. № 16-18 ″ Занимательные опыты"

 

Раздел 7. Химия элементов.

Галогены. Положение в Периодической системе Менделеева. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Галогеноводороды. Кислород, сера. Положение в Периодической системе Менделеева, строение атомов. Физические и химические свойства. Аллотропия. Озон: строение молекулы; физические и химические свойства. Соединения серы с водородом. Оксиды серы. Серные кислоты Сульфаты. Кислородные соединения хлора. Азот, фосфор. Положение в Периодической системе Менделеева, строение атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Аллотропия фосфора. Аммиак, свойства; соли аммония. Оксиды азота и фосфора, азотная и фосфорная кислоты. Нитраты и фосфаты. Углерод кремний. Положение в Периодической системе Менделеева, строение атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Аллотропия углерода. Оксид углерода и кремния. Угольная кислота и ее соли. Кремниевая кислота. Силикаты. Металлы и их соединения. Расположение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Коррозия. Причины и последствия коррозии.

Пр. р. № 19 ″ Галогены и их соединения".

Пр. р. № 20 "Кислород, сера и их соединения"

Пр. р. № 21 "Азот, фосфор и их соединения«

Пр. р. № 22 «Углерод, кремний и их соединения»

Пр. р. № 23 «Занимательные опыты с использованием металлов»

Пр. р. № 24 "Осуществление цепочек превращений"

 

Раздел 8. Научно-исследовательская работа. Итоги.

 

Цели программы

Программа рассчитана на:

-развитие интеллектуальных способностей учащихся

-повышение интереса учащихся к предмету

-профориентирование учащихся

-помощь учащимся в подготовке к ГИА

Результат программы

Обучаемый должен научиться характеризовать и понимать:

- основные химические законы;

- основные химические процессы, происходящие в природе (вода, воздух, почва); – основные химические понятия (вещество, атом, молекула, химическая формула, валентность);

- основные классы неорганических веществ и их свойства;

- закономерности течения химических реакций;

- типы химических реакций;

– способы вычисления по химической формуле;

- методику проведения простых исследований;

- правила техники безопасности при работе в химической лаборатории, строение атома, периодический закон и периодическую систему Д. И. Менделеева;

- типы химических связей;

– способы выражения концентрации растворов;

- химические реакции в растворах электролитов;

- строение и химические свойства металлов, неметаллов, галогенов, элементов подгруппы кислорода, азота, углерода, а также их соединений;

- способы вычисления по уравнениям химической реакции;

- формулу вычисления молярной концентрации и молярной концентрации растворенного вещества;

- методику проведения исследований и занимательных опытов;

- качественные реакции на ионы;

- о химических превращениях проходящих вокруг нас.

- расчётные формулы и алгоритмы типовых задач;

- строение, физические и химические свойства неорганических веществ;

- формулы типичных окислителей и восстановителей;

– закономерности протекания окислительно-восстановительных реакций;

- методику составления окислительно-восстановительных реакций различными методами;

- классификацию цепочек превращений неорганических соединений.

- качественные реакции.

Обучающиеся должны уметь:

- работать с химическими реактивами и химическим оборудованием;

– оформлять результаты практических работ;

- составлять формулы химических веществ;

– писать уравнения химических реакций;

- вести расчеты по уравнениям химических реакций;

- осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности; – работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов.

- выполнять вычисления массовой или объемной доли компонентов, молярной концентрации;

– находить простейшие и истинные формулы химических соединений по данным анализа;

- работать с химическими реактивами и химическим оборудованием, проводить эксперимент;

- готовить растворы различной концентрации;

- составлять схемы размещения электронов по орбиталям для любого элемента;

- уметь характеризовать химический элемент (его строение и свойства) по положению в периодической системе Менделеева;

- вычислять степень окисления элемента, составлять окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса;

- составлять уравнения гидролиза солей.

- определять тип расчётных задач;

– выявлять химическую сущность задачи;

- составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;

– осуществлять цепочки превращений любого типа;

– уметь решать задания по неорганической химии различных уровней сложности;

– окислительно-восстановительные (все типы).

- работать с твердыми, жидкими, газообразными органическими и неорганическими веществами;

- решать экспериментальные задачи на определение неорганических веществ; – решать задания ОГЭ по неорганической химии.

– осуществлять генетические превращения неорганических веществ;

– уметь решать задания по общей химии различных уровней сложности;

- практически определять наличие углерода, водорода, хлора, серы, азота, по характерным реакциям;

- использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельной творческой работы (проекты, буклеты, презентации и т.д.);

- проводить публичные выступления перед различными аудиториями.

 Обучающиеся должны иметь представление об:

- основных этапах развития химии;

– современных достижениях химической науки;

- современных экологических проблемах;

- экологических проблемах региона;

  Обучаемый должен научиться:

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;

· экологически грамотного поведения в о.с.;

· оценки влияния химического загрязнения о.с. на организм человека и другие живые организмы;

· безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

· приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве.

 

 

Особые условия проведения

Работа с химическим оборудованием и химическими реактивами.

Материально-техническая база

Учебники, пособия, справочники, тематические слайды, видеофильмы, – фрагменты, тренажеры для выполнения упражнений, образцы творческих работ учащихся, коллекции, дополнительная литература (библиотека, кабинет химии; Интернет)

Компьютер, мультимедийный проектор, Internet, большая химическая лаборатория, баня комбинированная лабораторная, лаборатория для исследования водоёмов НКВ-Р, рН-метр Milwaukee pH 600 портативный, технические весы ADAM DCT-201, плитка электрическая, набор химических реактивов, термометры, штативы и др.