Занимательная география

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на уроках, занятиях, участия в конкурсах различного уровня.

Материал изложен в занимательной форме, с использованием теоретического материала, виртуального географического эксперимента и интерактивных упражнений рассчитана на учащихся 5 классов.

Педагоги

Циглевкина Татьяна Владимировна

Содержание программы

Введение (4 часа)

Теоретические знания:

Природа вокруг нас. Природа живая и неживая. Общие признаки живой природы. Объекты живой и неживой природы. Что изучает география? Великие географические открытия.

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр видеофрагментов и презентаций. Игра «Живое – неживое». Оформление выставки рисунков "Географические открытия и путешественники"

Экскурсия:"Живая и неживая природа" в Городской парк г. Медвежьегорска

Составление интерактивной карты "Путешественники в Карелии"

Участие в творческом мероприятии «Праздник осени», оформление гербария.

Земля – планета Солнечной системы (7 часов)

Теоретические знания:

Планеты Солнечной системы. Представление о Земле в древности и сейчас. Почему день сменяет ночь? Почему происходит смена времён года?

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр видеофрагментов. Конкурс загадок о времени суток. Решение геозаданий.

Работа с теллурием, телескопом.

Наблюдение за фенологическими и климатическими изменениями в природе

Экскурсия по городу Медвежьегорску "Наблюдение за изменениями природы"

Работа над проектом: "Мой режим дня"

Оформление выставки рисунков "Путешествие по Солнечной системе"

План местности (8 часов)

Теоретические знания:

Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам. Компас. История его изобретения. Как определить расстояние? Что такое план местности? Для чего он нужен? Знаки на плане.

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр презентаций. Решение геозаданий.

Определение сторон горизонта по компасу

Определение расстояния с помощью рулетки и шагов

Составление плана класса

Составление плана "Безопасная дорога в школу"

Строение Земли (8 часов)

Теоретические знания:

Строение Земли. Ядро, мантия, земная кора. Поверхность Земли. Горы и равнины Карелии. Вулканы. Землетрясения. «Вулканы в Карелии». Минералы.

Что скрывают недра Карелии?

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр презентаций. Решение геозаданий.

Изготовление макетов: «Строение Земли» и «Вулкан». Работа с коллекцией минералов.

Оформление выставки макетов

Погода (6 часов)

Теоретические знания:

Что такое погода и климат. Признаки хорошей и плохой погоды. Метеоприборы. Явления природы. Дождь. Снег. Облака. Ветер.

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр презентаций. Решение геозаданий.

Измерение температуры воздуха и направления ветра

Наблюдение за движением облаков

Составление розы ветров

Составление календаря наблюдений за погодой в г. Медвежьегорске

Выставка рисунков "У природы нет плохой погоды"

Выставка снежинок

Итоги (1 час) – викторина "Занимательная география"

Цели программы

Углубление знаний, умений и навыков учащихся в области географии.

Результат программы

В ходе реализации программы учащиеся

Должны знать/понимать:

Основные методики проведения наблюдений;

Основные географические понятия и термины;

Различия плана, глобуса и географических карт;

Результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

Воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека.

Должны уметь:

Проводить самостоятельный поиск информации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);

Выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;

Приводить примеры, используя основные источники географической информации;

Определять расстояния и направления на местности и по плану;

Чертить простейший план местности;

Применять приборы и инструменты.

Особые условия проведения

Проведение экскурсий, работа с географическим оборудованием.

Материально-техническая база

Разработки занятий, мероприятий.

Разработки экскурсий (банк карточек-заданий)

Банк методик для исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Книги,  методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде, ресурсы Интернета)

Муляжи, таблицы (бумажные и рельефные)

Компьютер, программы, необходимые для обработки статистического материала (например, программа БИОСТАТ)

Коллекции: «Полезные ископаемые», гербарии, глобус, компасы, настенные карты, теллурий, телескоп, фотоаппарат.