«Человек и его здоровье»

Программа ориентирована на познание строения и функционирования организма человека, на понимание тесной взаимосвязи всех систем органов в организме, на формирование у учеников позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, негативного отношения к алкоголю, курению, наркомании, о влиянии состояния окружающей среды на здоровье человека, о значении лекарственных растений в жизни человека, изучение простейших приемов оказания первой медицинской помощи при травмах, отравлениях, ожогах, обморожениях и т.п.

Все занятия проходят в игровой форме, с использованием практических занятий, что делает программу более интересной для младших школьников.

Педагоги

Макарова Светлана Борисовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие (1 час).

Организационные вопросы. Цели и задачи работы объединения. План работы. Требования к учащимся. Правила поведения и техника безопасности. Вводное тестирование "Что мы знаем о своем здоровье?«

2. Раздел «Наше здоровье» (14 часов)

2.1 Что такое здоровье? (3 часа)

Здоровье – самый ценный дар, данный человеку природой. Науки о человеке. Здоровье физическое, психическое, нравственное. Показатели состояния здоровья.

Практическое занятие. «Моя карта здоровья» (с элементами исследования, самообследования и диагностики)

2.2 Как мы устроены и что у нас внутри (3 часа)

Организм как единое целое. Внешнее строение тела человека. Внутреннее строение человеческого организма. Системы органов человеческого организма, их функции. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, нервная, система кровообращения, выделительная система, система органов чувств.

Практическое занятие. Интерактивная игра «Организм человека». Внешнее и внутреннее строение человека.

2.3 Почему мы болеем? (2 часа)

Что значит быть здоровым? Факторы, влияющие на здоровье человека – генетические, состояние окружающей среды, медицинское обслуживание, условия и образ жизни человека.

Практическое занятие. «Почему мы болеем?». Моделирование ситуаций, угрожающих здоровью человека.

2.4 Здоровье и вредные привычки. (2 часа)

Почему некоторые привычки называются вредными. Зависимость. Как сказать НЕТ.

Практическое занятие. Тренинг безопасного поведения "Я умею выбирать«.

2.5 Окружающая среда и здоровье человека. (4 часа)

Окружающая среда и основные ее составляющие. Загрязнение воздуха и воды. Как защитить себя от вредных загрязнений воздуха и воды. Способы улучшения экологической обстановки. Воздействие шума на организм человека.

Практические занятия. Исследование состояния воды в реке Водла. Рассматривание капли воды под микроскопом, запись наблюдений. Способы очищения воды. Измерение уровня шума.

3. Раздел «Как помочь сохранить себе здоровье?» (14 часов)

3.1 Здоровый образ жизни и его составляющие. (4 часа)

Режим дня. Личная гигиена. Рациональное питание. Отказ от вредных привычек. Двигательная активность. Закаливание.

Практические занятия. Оформление памятки «Правильное питание». Разучивание комплекса упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения.

3.2 Кто и как предохраняет нас от болезней. (1 час)

Какие врачи нас лечат. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах. Домашняя аптечка.

3.3 Целебные свойства лекарственных растений. (4 часа)

Разнообразие лекарственных растений и их значение в жизни человека. Правила сборки и хранения. Как и где применяют лекарственные растения.

Практические занятия. Знакомство с лекарственными растениями. Работа с гербарием «Лекарственные растения» и справочной литературой. Составление и оформление картотеки (памятки) лекарственных растений.

3.4 Оказание первой медицинской помощи. (5 часов)

Первая помощь при укусах, отравлении, при попадании инородных тел, тепловом ударе, обморожении, ожогах. Учимся оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах.

Практические занятия. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи. Подготовка и наложение холодного компресса. Наложение шины. Как правильно забинтовать рану.

4.Раздел «Творческий проект «Секреты здоровья». (4 часа)

Практические занятия. Подготовка и показ пьесы-сказки "Секреты здоровья".

5. Итоговое занятие. (1 час)

Итоговое тестирование. Фото-отчет о работе объединения.

Цели программы

Цель данной программы – создание условий для осознанного представления о здоровье как главной ценности жизни человека.

Результат программы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

· развитие любознательности, сообразительности

· развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

· воспитание чувства справедливости, ответственности;

· развитие самостоятельности суждений,

Метапредметные результаты:

· анализировать полученные результаты.

· действовать в соответствии с заданными условиями.

· включаться в групповую работу.

· участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

· выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

· аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

· сопоставлять полученный результат с заданным условием.

· контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

· искать и выбирать необходимую информацию для ответа на заданные вопросы.

· использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

· участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Предметные результаты:

· использовать полученные знания при планировании и соблюдении здорового образа жизни;

· знать о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращении и в целом на весь организм;

· выполнять основные действия при оказании первой медицинской помощи;

· использовать навыки коллективного общения и взаимодействия, навык проведения исследовательских опытов.

Учащиеся должны знать:

- определение понятий «здоровье» и "здоровый образ жизни";

- основные составляющие здорового образа жизни;

- внешнее и внутреннее строение человека, функции систем органов;

- расположение органов человека;

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- способы и приемы рациональной организации жизнедеятельности;

- лекарственные растения, их значение в жизни человека, правила сбора и хранения, применение;

- приемы оказания первой медицинской помощи при различных повреждениях организма.

Учащиеся должны уметь:

- различать изученные лекарственные растения;

- проводить простые опыты и измерения;

- выполнять основные правила охраны здоровья;

- оказывать первую медицинскую помощь при различных повреждениях организма;

- работать с различными источниками информации, находить нужную информацию;

- выступать на публике, владеть способами презентации своей деятельности.

Материально-техническая база

:МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации программы «Человек и его здоровье» необходим кабинет с мебелью, соответствующей возрастным особенностям обучающихся.

Оборудование:
1. Ноутбук Lenovo IdeaPad C340-15IWL черный
2. Проектор BenQ MS535
3. Интерактивная доска
4. Документ-камера
5. Микроскоп цифровой Celestron
6. Бинокуляр Микромед МС-1
7. Тренажер для эвакуации и оказания первой помощи «Алекс»
8. Фотоаппарат Canon EOS 4000D kit черный 18-55 mm
9. Акустическая система акустика Logitech Z333
10. Шумомер testo 816
11. Штатные носилочные средства
12. Экран для проектора DEXP WE-120
13. Пробирки
14. Колбы мерные
15. Воронка
16. Фильтровальная бумага
17. Держатель для пробирок
18. Штатив для пробирок
19. Универсальная аптечка ФЭСТ У1
20. Шина Крамера
21. Шина Дитерихса
22. Шина-воротник Шанца
23. Бинт марлевый
24. Бинт эластичный
25. Бинт трубчатый
26. Лейкопластырь на тканевой основе
27. Ростомер
28. Весы напольные
29. Секундомер
30. Тонометр

Учебно-методический материал:

1. Презентации:

"Что такое здоровье?"

"Внешнее строение тела человека"

"Разнообразие лекарственных растений"

"Системы органов человека"

Интерактивная игра "Организм человека"

"Почему мы болеем?"

"Вредные привычки"

"Окружающая среда и основные ее составляющие"

"Режим дня"

"Личная гигиена"

"Правильное питание"

2. Видеоматериалы:

"Жизнь в капле воды"

"Загрязнение окружающей среды"

"Движение – жизнь"

"Правила закаливания"

"Оказание первой медицинской помощи"

3. Гербарий "Лекарственные растения«

4. Справочная и учебная литература:

 Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся нач.классов/ А.А.Плешаков, А.А.Румянцев. – М.: «Просвещение», 2017г.

Зеленые страницы: книга для учащихся нач.классов./ А.А.Плешаков – М.: «Просвещение», 2017г.

От земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков – М.: «Просвещение», 2017г.