Мои растения

Программа ориентирована на учащихся 13-14лет, когда ребенок любознателен, наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей как бережное отношение к окружающей среде.Обучаясь по этой программе, дети будут иметь возможность поближе познакомиться с удивительным многообразием мира цветов, условиями его обитания, изучить способы размножения цветочных растений, создавать проекты озеленения школ, пришкольных территорий и дворов, составлять букеты и цветочные композиции, заниматься опытнической и исследовательской деятельностью, осваивать современные агрономические приемы.

Педагоги

Яценко Елена Викторовна

Содержание программы

Организационное занятие. Комплектование группы (1 час).

Раздел 1 «Цветы – краски природы» (10 часов)

История комнатного цветоводства.

Цветы в нашей жизни.

Игра-викторина

"Что мы знаем о цветах"

Санитарно-гигиеническая роль комнатных растений.

Экскурсия "Цветы вокруг нас«.

Комнатные растения и здоровье человека

Цветочные узоры.

Раздел 2 «Строение цветущего растения» (17 часов)

 Строение комнатных растений. Побег. Корневище. Луковица. Клубень. Клубнелуковица.

Стебель. Классификация стеблей.

Лист. Строение листа. Виды листовых пластинок. Формы листа. Простые и сложные листья. Практическая работа с микроскопом и бинокуляром.

Цветок.

Пр. работа "Строение цветка. Соцветия. Виды соцветий"

Плод. Виды плодов. Практическая работа "Определение вида плода«

Части растения (корень, стебель, листья). 

Раздел 3 «Особенности содержания комнатных растений» (55 часов)

Условия для произрастания комнатных растений.

Пр. работа "Определение оптимальных условий для произрастания комнатного растения"

Свет в жизни растений. Практическая работа "Определение освещенности помещения, в котором выращиваются растения"

Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые комнатные растения. Практическая работа

" Составление каталогов (с описанием) растений по месту их произрастания в школе"

Растения длинного, короткого и нейтрального дня.Практическая работа

" Составление каталогов (с описанием) растений по отношению к продолжительности светового дня"

Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения. Практическая работа " Составление каталогов (с описанием) растений по теплолюбивости"

Воздушный режим.Практическая работа " Определение химического состава воздуха в месте произрастания растений"

Водный режим.Полив растений. Практическая работа " Составление каталогов (с описанием) растений по потреблению влаги"

Дерновая, перегнойная, листовая, торфяная земля. Земляная смесь. Практическая работа " Определение химического состава почвы"

Пр.работа " Составление различных земляных смесей"

Пр. работа " Приготовление земельной смеси для разных видов растений".

Рыхление. Подкормки. Практическая работа " Применение различных видов удобрений «

Уход за листьями. Практическая работа » Виды ухода за листьями"

Пр. работа "Правила полировки листьев комнатных растений"

Посуда для посадки растений.Практическая работа "Материалы для изготовления цветочных кашпо. Их свойства: воздухопроницаемость, водопроницаемость, декоративные качество"

Пр. работа " Выбор правильного кашпо (глубина, ширина, материал изготовления)«

Пересадка и перевалка.Практикум по пересадке и перевалке растений.

Прищипка, обрезка и омолаживание.

Практикум по прищипке, обрезке и омолаживанию.

Подвязка и купание растений.

Практикум по купанию и подвязке растений

Комнатные растения для «северного» и «южного» окна. Пр. работа " Выбор комнатных растений для разных видов окон «

Выгонка луковичных растений в комнатных условиях Пр. работа » Правила выгонки луковичных растений «

Раздел 4 „В мире цветов“ (20 часов)

Комнатные растения

Цветы нашей школы

Пр. работа » Описание растений школы"

Эти удивительные растения. Пр. работа " Презентация школьных растений"

Цветы-синоптики.Пр. работа " Описание одного из растений – синоптиков"

Цветы- доктора Пр. работа " Описание одного из растений-докторов"

Цветы-хищники.Пр. работа " Описание одного из растений – хищников"

Викторина "Что мы знаем о цветах".

Цветы на праздник. Аранжировка. Правила цветочного этикета

Пр. работа " Цветочный этикет"

Сказки, загадки, легенды, стихи о цветах.

Цветы на полотнах художников

Конкурсная программа "Угадай цветок«.

Раздел 5 «Школа цветовода» (33 часа)

Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила эксплуатации инвентаря.
Правила безопасности при работе с водой, землёй.
Вредители и болезни комнатных растений
Пр. работа " Составление справочника болезней и вредителей комнатных растений"
Пр. работа
"Использование химических препаратов и народных средств в борьбе с вредителями и болезнями комнатных растений "
Правила посадки комнатного растения. Практическая работа "Способы пересадки".
Пр. работа "Особенности размножения листовыми и стеблевыми черенками".
Пр. работа "Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями".

Уход за молодыми растениями. Пр. работа "Особенности ухода за молодыми растениями"

Паспортизация растений

Подведение итогов работы. Выставка (во время проведения экскурсии для учащихся, педагогов и родителей) выращенных растений.

Итоговое занятие. Игра-викторина "Самый умный цветовод".

 

 

Цели программы

Привитие учащимся интереса и любви к природе через знакомство с комнатным цветоводством, отработка практических умений и навыков по изучению и охране природы, по выращиванию комнатных растений.

Результат программы

В результате прохождения программы учащиеся должны

Знать:

Строение декоративных растений.

Особенности содержания растений в помещении.

Способы ухода за комнатными растениями.

Основные способы размножения комнатных растений.

Жизненные формы растений.

Ассортимент комнатных растений.

Правила размещения растений в помещении.

Способы защиты от вредителей.

Уметь:

Приготавливать земельную смесь, для посадки растений.

Высаживать растения в приготовленную смесь.

Подвязывать растения.

Подбирать вазоны для комнатных растений.

Классифицировать растения.

Проводить паспортизацию растений.

 

 

 

 

 

 

Особые условия проведения

Организация работы кружка предусматривает проведение теоретических и практических занятий (с опорой на практику)

Работу со специальным оборудованием

Материально-техническая база

Для эффективной реализации программы необходима материально-техническая база:

1) учебный класс, для проведения теоретических занятий; учебная мебель, компьютер с проектором, экран, доска-флипчарт

2) рабочий инвентарь (совок, перчатки, ножницы, лейка, термометр, увлажнитель воздуха, пульверизатор), спецодежда

3) микроскоп и бинокуляр

4) зимний сад, в котором произрастают комнатные растения.

5) плакат "Строение комнатных растений".

6) плакат "Части растения"

7) земляная смесь

8) цветочные горшки,

9) лаборатория "Исследование почвы"