«Экологический мониторинг»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Экологический мониторинг» предназначена научить школьников освоить методику проведения исследований в поселковой экосистеме и развить оценочные суждения по результатам этих исследований. Программа реализуется в очной форме.

Новизна программы заключается в том, что она знакомит с разнообразными простыми методиками изучения окружающей среды родного посёлка.

Актуальность программы заключается в том, что население России, как и большинства стран мира, сосредоточено в городах и поселках. В городах и поселках происходит необратимая трансформация природных экосистем, что определяет нарастание экологических проблем и повышение требований жителей к качеству среды.

Целесообразность программы «Экологический мониторинг» в том, что она разработана для обучающихся 5-7 классов и предоставляет возможность обучающимся углубить и расширить уже имеющиеся знания, реализовать их в практической деятельности. В рамках программы ребята осваивают простейшие методики изучения окружающей среды.
С необходимостью интенсификации процесса экологического образования и воспитания подрастающего поколения, проблема разработки новых программ является достаточно актуальной с методологической и практической стороны.

Педагоги

Учитель биологии, химии и географии


Павлова Надежда Алексеевна

Содержание программы

Содержание программы

1. Раздел "Ведение
Теория:
Что такое экология? Что такое экосистемы? Методы экологических исследований. Основные понятия
Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Экосистема – сообщество живых организмов и среда их обитания. Экологическая культура человека. Техника безопасности.
Направления исследовательской деятельности по изучению экологии своего населенного пункта. Исследовательская работа в природе, формы и методы.
Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей
и задач исследования. Составление рабочего плана исследования. Обработка и оформление результатов исследования.
Требования к оформлению исследовательских работ.
Практика:
Экскурсия № 1. Мой родной посёлок. Краткая характеристика своего населённого пункта (место села на карте района, республики, особенности географического положения, климат родного края.

 


2. Раздел "Измерение"

Теория:
Измерение – метод экологических исследований. Правила измерений.
Основные понятия
Измерение – метод сравнительной оценки качественных и количественных изменений в экосистемах. Эталон измерения – инструмент, параметры которого известны. Параметры, приборы и единицы измерений.
Практика:
Лабораторная работа № 1. Измерение массы на рычажных весах
Лабораторная работа № 2. Измерение температуры воздуха и воды.
Лабораторная работа № 3. Измерение параметров воздуха.
3.Раздел "Наблюдение"
Теория:
Наблюдение – метод изучения изменений в экосистемах. Правила наблюдений. Основные понятия
Наблюдение – метод изучения изменений в экосистемах в естественных условиях в течение определённого времени. Проблема. План наблюдения. Правила наблюдения. Практика:
Экскурсия № 2. Наблюдения на пришкольном участке МБОУ Боровской СОШ.
Практическая работа № 1. Наблюдение за состоянием воздуха в школьных коридорах.
4.Раздел "Методы экологического мониторинга."
Теория:
Методы биологического мониторинга.
Практика:
Практическая работа № 2 "Биоиндикационные методы"
Практическая работа № 3 "Физико-химические методы"
5.Раздел "Мониторинг водных объектов в черте п. Боровой"
Теория:
Сбор информации о водных объектах в черте п. Боровой (с использованием различных источников). Знакомство с методиками оценивания экологического состояния водоёмов.
Практика:
Практическая работа № 4 "Знакомство с оборудованием,используемым для оценки экологического состояния водоёмов"
Экскурсия № 3 "Водные объекты в черте п. Боровой. Отбор проб воды для анализа"
Практическая работа № 5 ″ Изучение органолептических показателей воды"
Практическая работа № 6 ″ Обследование воды на наличие живых организмов"
Практическая работа № 7 "Очистка воды"
Подведение итогов мониторинга
6. Раздел "Мониторинг воздушной среды"
Теория:
Знакомство с методиками оценивания экологического состояния воздуха.
Практика:
Практическая работа № 8 "Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны"
Практическая работа № 9 "Измерение влажности и температуры воздуха с использованием многофункционального тестера окружающей среды"
Практическая работа № 10 ″ Оценка качества воздуха по состоянию снежного покрова"
Подведение итогов мониторинга

 

7.Раздел "Мониторинг почвенной среды«
Теория:
Биоиндикационные методы. Кислотность почвы и методы ее определения. Физико-химические методы исследования почв. Изменение механического состава почв под влиянием деятельности человека. Кресс-салат как тест-объект для оценки загрязнения почвы и воздуха. Виды почв.

Практика:
Практическая работа № 11 «Растения-индикаторы плодородия почв. Посадка кресс-салата. Исследование интенсивности роста кресс-салата.„
Практическая работа № 12“ Пробоотбор и подготовка образцов к физико-химическому анализу. Определение физических свойств почвы.»
Обработка данных.
8. Раздел "Выполнение и написание исследовательских работ"
Теория:
Требования к оформлению исследовательских работ"
Практика:
Оформление исследовательских работ
9. Раздел "Занятия контроля"
Практика:
Выполнение контрольных работ. Подведение итогов.

Цели программы

Цель программы – вовлечь учащихся в деятельность, направленную на изучение экологического состояния природной среды.

Результат программы

Ожидаемые результаты

По окончании а обучения, предусмотренного программой, обучающиеся должны знать:

цель и основные способы проведения экологического мониторинга (воздуха и воды,почвы);

виды загрязнений окружающей среды, их многообразие,

состояние и основные загрязнители окружающей среды в районе проживания, их источники и способы распространения по объектам окружающей среды;

общие (глобальные, региональные) проблемы загрязнения окружающей среды;

понятие экологической опасности и вреда; норматива качества среды; деградации окружающей среды.

должны уметь:
давать оценку состояния объектов окружающей среды;
оценивать степень экологической опасности загрязнений различного
типа;

прогнозировать ближайшие вероятные последствия загрязнений окружающей среды для состояния биосистем и человека;

выявлять по внешним признакам источники загрязнений;

формулировать предложения по улучшению и восстановлению качества окружающей среды;

распространять свои знания и умения в микросоциуме.

Особые условия проведения

Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе выполнения исследований, могут впоследствии использоваться в разных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе, поступлению в вузы на факультеты экологического профиля, а главное сыграют немаловажную роль в деле формирования экологической культуры, столь необходимой в современном мире.

Материально-техническая база

Столы рабочие -16
Стулья -32
Компьютер (ноутбук) с доступом в Интернет -1
Принтер -1
Сканер - 1
Фотоаппарат - 1
Весы учебные с разновесами лабораторные рычажные - 1
Бинокуляр - 1
1рН – метр - 1

Лаборатория "Исследование почв" - 1
1Ранцевая полевая лаборатория - 1
Многофункциональный тестер окружающей среды -1

Бумага офисная А4 -11п.
Канцелярские принадлежности
По необходимости
Лабораторное оборудование(пробирки, мерный цилиндр, сосуды для забора проб)
По необходимости