«Гидробиология»

Программа «Гидробиология» является образовательной, поскольку повышает общую эрудицию, увеличивает количество навыков и умений. Она является также исследовательской, так как проведение исследовательских работ – ее важнейшая составная часть.

Программа опирается на знание базового стандарта по всем предметам и углубленное изучение биологии и химии в школе или самостоятельно.

Актуальность и привлекательность этой дисциплины состоит, прежде всего, в большом разнообразии природных объектов (организмов и элементов среды), с которыми соприкасаются школьники в процессе обучения, и также в арсенале доступных для их понимания методов исследования этих природных объектов.

Отличительной особенностью данной программы, является ее высокая практическая ориентированность, глубокое погружение в исследовательскую область, широкие возможности ребенка для организации своего образовательного маршрута, развитие осознанно бережного отношения к природе в первую очередь через осознания экологических закономерностей и степени их устойчивости.

Программа предусматривает разные виды деятельности воспитанников – теоретическая, исследовательская и природоохранная.

Водные объекты нашей области рассматриваются как объекты для познания, исследования и охраны, то есть как обучающие объекты в широком смысле слова.

В рамках курса происходит знакомство с предметом, индивидуальный выбор направления исследования и поэтапное совершенствование юного исследователя.

Таким образом, в программе сочетаются элементы традиционности и новизны.

Практическая значимость и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она является дополнением к основной образовательной программе основного общего образования по предметным областям биология, химия, география

Формы и режим занятий: занятия проводятся в группах по 15 человек три раза в неделю. Продолжительность занятий – 1 академический час.

Сроки реализации: образовательная программа рассчитана на 1 год обучения.

Педагоги

Марфутова Марина Павловна

Содержание программы

1. Введение (3 ч)

Цель: ввести в содержание программы

Задачи: ознакомить с предметом, методами, задачами и структурой дополнительной программы; сформировать первоначально необходимую систему понятий и терминов. Ознакомится с правилами техники безопасности и оказание первой медицинской помощи.

Понятие термина гидробиология. Предмет, цели и задачи спецкурса. История становления гидробиологической науки. Эрнст Геккель – «отец экологии и гидробиологии». Основные термины и понятия.

Правила техники безопасности в лаборатории, в транспорте, на экскурсии, личная гигиена в полевых условиях, экстренная помощь при переломах, вывихах, ожогах, кровотечениях.

Исследовательская деятельность. Выбор тем. Методики выполнения работы.

Практическая часть:

Практическая работа " Техника безопасности на экскурсии. Первая помощь при несчастном случае".

2. Пресноводные водоемы и методы их изучения (20 ч)

Цель: дать физико-географическую характеристику пресноводных водоемов как место обитания водных животных. Ознакомиться с методами изучения пресноводных животных.

Задачи: представить комплексную (морфологическую, гидрологическую, биоценотическую) характеристику реки, озера, пруда, канала, системе придаточных водоемов, изучить общие и специальные гидробиологические методы

Классификация пресноводных водоемов. Классификация водоемов по происхождению (генезису), питанию, биоценозам. Методы изучения водоемов. Физико-химическая и физико-географическая характеристики рек и озер. Расход воды в водоеме. Паспортизация водоемов различных типов. Вода как среда обитания. Физико-химические свойства воды и грунта. Термические и оптические свойства воды. Вещества, содержащиеся в природной воде. Физико-химические явления в водоемах.

Практическая часть. Осенняя экскурсия на водоемы на территории пгт Повенец – "Сбор материала для исследовательских работ"

3. Пресноводные растения и животные (50ч)

Цель: составить представление о воде как среде обитания водных животных и растений.

Задачи: изучить адаптации гидробионтов к среде обитания.

Жизненные формы водных организмов. Планктон, перифитон, нейстон (эпинейстон, гипонейстон, плейстон), нектон, бентос.

Адаптации гидробионтов к среде обитания. Адаптации к различным биотопам. Гологидробионты и амфибионты. Стратегия выживания в условиях водной среды.

Практическая часть.

Экскурсии на водоемы разного типа со стоячей, медленно текущей водами, сбор материала для исследовательских работ.

4. Биоиндикация пресных вод (10ч)

Цель: ознакомиться с экологическими аспектами проблемы чистой воды и охраны водных экосистем.

Задачи: изучить вопросы загрязнения, самоочищения водоемов, участия живых организмов в формировании качества воды, проблемы очистки воды и биоиндикации.

Загрязнение водоемов и его виды. Антропогенная эвтрофикация и термофикация водоемов. Биологическое самоочищение водоемов и формирование качества воды. Экологические основы очистки воды и борьбы с биологическими помехами. Гидробиологический мониторинг.

Трофность, сапробность естественных водоемов. Шкала сапробности (Сладечек, 1966), система сапробности природных вод. Индивидуальные индексы сапробности отдельных видов. Метод Вудивисса. Оценка качества природных вод по показателям зообентоса и перифитона. Санитарно-экологические группы водотоков.

Практическая и исследовательская работа.

5. Водоемы Карелии (9ч)

Цель: дать физико-географическую характеристику водно- болотным угодьям Республики Карелии. Ознакомить с жизненными формами болотных и водных животных и растений.

Задачи: представить комплексную (морфологическую, гидрологическую, биоценотическую) характеристику реки, озера, болота, канала, системе придаточных водоемов Республики Карелии.

Внутренние воды и водные ресурсы Карелии, особенности их размещения. Крупные водоемы Карелии. Ладожское озеро. Онежское озеро. Подземные воды. Белое море. Многообразие живых организмов водоемов Карелии.

Практическая часть.

"Экскурсии в музей ББК«; «Экскурсия на канал и водоочистные станции». Встречи с работниками и специалистами ББК

Исследовательская деятельность

6. Обобщение (10ч)

Подведение итогов реализации программы в виде круглого стола.

Задача: организовать непринуждённое обсуждение экологических проблем Республики Карелия, пригласить интересных людей, подготовить детей к обсуждению проблем, а старших к организации мероприятия.

Обучающие способны продемонстрировать своё умение участвовать в дискуссии, рассказать об интересных моментах своей исследовательской работы, внести предложение по охране водоёмов и других природных объектов. Проводится выставка рефератов и стенд с фото-отчетом о делах за прошедший учебный год. Проходит отчет по исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность

Цели программы

Цель данной программы – развитие у учащихся интереса к учебно-исследовательской работе в области гидробиологии, а так же становление у учащихся естественнонаучной картины мира, становление жизненных ценностей

Результат программы

Ожидаемые результаты

- Воспитательные результаты обучающихся рассматриваются на двух уровнях в соответствии с освоением программы.

Первый уровень результатов – получение знаний, закрепить и углубить полученные по зоологии и биологии знания, увеличить словарный запас научных терминов и понятий, вооружить новыми методами и приемами, позволяющими вести исследования и необходимыми для написания экологических проектов.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет посещение занятий и выполнение работ по данной программе.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта учебно-исследовательской работы.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет выполнение научно исследовательского проекта, который позволяет проявить себя как систематика, творческую личность, научиться мыслить не по шаблону. При написании исследовательского проекта ученик прорабатывает значительные объемы литературных источников, подвергает их анализу, что позволяет делать ему правильные выводы. Работа с природными объектами также «...способствует духовному и физическому развитию учащихся, закаляя тело и душу...» (Герд).

Всё это возможно осуществить на базе школы, где воспитаннику предоставляются широкие возможности общения с природой, её богатствами и возможности создания и реализации своего проекта и его презентации.

 

В конце обучения:
Воспитанник должен знать:

- Свойства воды и грунта, факторы, влияющие на жизнь гидробионтов.

- Термические и оптические свойства воды. Вещества, содержащиеся в природной воде.

- Физико-химические явления в водоемах.

- Классификацию пресноводных водоемов.

- Беспозвоночных – обитателей пресных вод.

- Виды загрязнений водоемов.

- Биологическое самоочищение водоемов и формирование качества воды.

- Экологические основы очистки воды.

- Основные методы исследования пресных водоемов.

- Жизненные формы гидробионтов и их приспособления к среде обитания.

- Основные группы пресноводных животных.

- Методы изучения пресноводных животных.

Воспитанник должен уметь:

- проводить гидробиологический мониторинг.

- уметь пользоваться орудиями сбора проб планктона, зообентоса, перифитона и макрофитов.

– Работать со специальной литературой.

- Собирать и проводить обработку коллекционного материала по различным гидробионтам (беспозвоночным, рыбам, земноводным).

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

- орудия сбора проб и ведения полевых наблюдений, термометр,

- средства для разбора проб: кюветы, пинцеты, лупы, пипетки с грушей;

- химическая посуда: пипетки, бюретки, колбы;

- химические реактивы;

- резиновые груши, резиновые шланги, зажимы;

- электронные весы с различной дискретностью измерения, в том числе с дискретностью 0,001 г;

- микроскопы, лупы;

- аквариум и другие сосуды для содержания организмов в кабинете;

- столы и место для размещения организмов в аквариуме;

- шкаф для хранения фиксированной коллекции гидробионтов;

- шкаф для хранения гербариев;

- компьютер. Ноутбук Lenovo IdeaPad C340-15IWL черный

- Технические весы ADAM DCT-201

- Микроскоп цифровой Celestron

- Бинокуляр Микромед МС-1

- Сачок специальный гидробиологический

- Ранцевая полевая лаборатория исследования водоёмов НКВ-Р

1. Коллекции различных групп водных животных (земноводные, рыбы, моллюски, водные клопы, жуки и др.).

2. Таблицы и плакаты.