Шахматный клуб «Ладья»

А вы знали, что шахматы - это не просто увлекательное хобби, но и полноценная альтернатива детским развивающим занятиям?

Почему стоит отправить ребенка на занятия в шахматном клубе:

  1. Дети учатся анализу и планированию. Благодаря этим навыкам, ребенок будет понимать, как добиваться поставленных целей в учебе, любимых увлечениях или будущей профессии.
  2. Шахматы развивают все виды памяти. Ребенку будет легче освоить школьную программу и он сможет оставить место в своем расписании для новых хобби.
  3. Ребенок научится грамотно распоряжаться своим временем. Дома ребенок будет больше успевать, чередуя отдых и занятия. Вам не придется его постоянно контролировать.
  4. Ребенок получает жизненный опыт, но при этом «набивает шишки» без лишних потерь и с поддержкой профессионального тренера. В отличие от других видов спорта, ребенок не травмируется.

Хотите научить своего ребенка быть успешным? Записывайтесь на занятия в шахматный клуб «Ладья»!

Педагоги

Валиулов Сергей Фагимович

Содержание программы

1. Организационное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста. Сильнейшие юные шахматисты мира. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции. 
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2. Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или».ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.
Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

3. Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.

4. Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур.
Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

5. Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач ("типа "Какая фигура ценнее?«)

6. Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

7. Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат. Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур. 
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

8. Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах. 
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.

9. Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то...». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада.

10. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами. Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования. 
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.

11. Соревнования Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).

12. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

Цели программы

Знакомство учащихся с основами игры в шахматы (правила игры, беговые свойства каждой фигуры – правила перемещения фигур по шахматной доске), формирования интереса к данной игре, обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системы умений и навыков игры в шахматы, необходимых в повседневной жизни.

Результат программы

К концу обучения учащиеся должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
шахматные правила FIDE;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур.
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
правила игры в миттельшпиле;
основные элементы позиции.
правильно разыгрывать дебют;
грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
проводить элементарно анализ позиции;
составлять простейший план игры;
находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания;
пользоваться шахматными часами.

уметь:

ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические приемы;
точно разыгрывать простейшие окончания.

Особые условия проведения

Трудолюбие, усидчивость, логическое мышление, стремление к познанию нового.

Материально-техническая база

магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;

шахматные часы – 2 штуки;

словарь шахматных терминов;

комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук;

шахматные столы - 3 штуки.