Человек и его здоровье

Здоровье людей относится к числу главных проблем человечества. Проблема снижения уровня здоровья населения России стоит чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. С давних пор заботу о здоровье человека общество доверило только одной медицине. Уже теперь становится понятным, что для решения стратегической проблемы выживания человечества нужны новые подходы, опирающиеся на более широкую научную и методическую основу.

Медицина направлена на избавление организма от болезней путем лечения. Создание такого состояния организма, при котором болезнетворные факторы не в состоянии вызвать заболевание, цель науки о здоровье, называемой валеологией. Она возникла на пересечении разных отраслей знаний – физиологии, биологии, педагогики, экологии, медицины. Поэтому ее называют интегрированной наукой. Валеологию интересует все, что влияет на здоровье человека.

Целью нового здоровье сберегающего подхода в образовании должно стать не только формирование основ здорового образа жизни, но и актуализация внутренних потенциалов каждого ребенка в сохранении своего здоровья, формирование ценностных ориентаций, убеждений, активной жизненной позиции в вопросах сохранения и укрепления индивидуального здоровья; формирование осознанного понимания зависимости состояния здоровья от состояния окружающей среды.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек и его здоровье» имеет естественнонаучную направленность, способствует углублению и расширению знаний по анатомии, физиологии человека, гигиене и медицине, а также формированию здорового образа жизни обучающихся.

Программа «Человек и его здоровье» объединяет старших школьников с целью их профориентации, дополнительного образования и реализации творческого потенциала личности в области медико-биологических дисциплин и охраны здоровья.

Учащиеся получают углубленное образование в области общей биологии, анатомии и физиологии человека, осваивают навыки практической медицины.

Педагоги

Ксенчина Ольга Васильевна

Содержание программы

1.Здоровье человека

Вводное занятие. Что такое здоровье, факторы формирующие здоровье. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки, курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания. Главные законы здоровья. Составляющие здорового образа жизни. Итоговое занятие: «Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра». Час творчества.

ПР: 1) Оценка общего состояния больного. Определение пульса. Измерение артериального давления. Измерение температуры тела. 2) Помощь больному без сознания. Выявление признаков жизни и признаков смерти.

2.Опорно-двигательная система

Скелет. Компактное вещество кости. Связки и хрящи. Строение и функции скелетных мышц. Неотложные состояния в медицине. Травма. Классификация травм. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах. Профилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Формирование правильной осанки. Отклонения от нормальной осанки: сутулость, круглая спина, боковые искривления позвоночника. Коррекция нарушений осанки. Разучивание упражнений на коррекцию осанки. Понятие о переломах и травматическом шоке

ПР: 3) Первая доврачебная помощь при переломах. Наложение основных видов мягких повязок и шин. 4) Транспортная иммобилизация. 5) Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь. 6) Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности.

3.Сердечно – сосудистая система

Внутренняя среда человека и ее компоненты (кровь, лимфа, тканевая жидкость), ее значение в гомеостазе. Иммунитет. Форменные элементы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Строение сердца. Работа сердца. Кровообращение. Частота сердечных сокращений. Пульс. Давление крови. Гипертония, гипотония. Заболевания сердца и их профилактика. Первая помощь при остановках сердца.

ПР: 7) Асептическая обработка ран. 8) Помощь при кровотечениях. Способы временной остановки кровотечений, наложение кровоостанавливающего жгута. 9) Помощь при тепловом ударе. 10) Помощь при общем переохлаждении.

4.Дыхательная система

Строение дыхательной системы. Строение носа. Пути воздуха в легкие. Газообмен. Четыре типа дыхания. Частота дыхания, жизненная емкость легких. Заболевания дыхательной системы. Первая помощь при остановке дыхания. Дыхание и ортобиотика самодиагностики дыхательной системы. Проба Бутейко. Уравнение для расчета должной жизненной емкости легких. Оценка функционального состояния системы дыхания.

ПР: 11) Прием Геймлиха. Тройной прием Сафара. 12) Искусственная вентиляция легких по способу «рот в рот». 13) Непрямой массаж сердца. 14) ЖЕЛ. 15) Звуковой тест – мычание, Задержка дыхания на вдохе (проба Штанге). 16) Задержка дыхания на выдохе (проба Генчи), проба «Толерантность дыхания». 17) Голосовая диагностика. Тест «Ныряние». 18) Пробы «Апноэ». 19) Помощь при утоплении.

5.Питание и жизнь

Строение пищеварительной системы. Пища человека. Ее значение для роста и развития организма. Белки, жиры и углеводы. Минеральные вещества. Микроэлементы. Витаминная азбука. Вредные компоненты пищи: нитраты, радионуклиды, тяжелые металлы, пищевые добавки. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (гастрит, колит, дизентерия, холера, ботулизм).

ПР: 20) Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами. 21) Решение задач по составлению рациона питания.

6.Кожные покровы

Строение и свойства кожи. Гигиена кожи. Кожа и теплорегуляция. Ожоги (термические, химические, радиационные). Обветривание, обморожение кожи.. Кожные заболевания и их профилактика. (типы кожи и натуральная косметика).

ПР: 22) Определение типов кожи на различных участках лица. 23) Помощь при укусах животных (змей, членистоногих). 24) Первая помощь при ожогах. 25) Первая помощь при обморожениях. 26) Удаление инородных мягких тканей (заноза, крючок).

7.Органы чувств

Особенности зрительного восприятия окружающей среды. Строение глаза, сетчатки и фоторецепторных клеток. Близорукость и дальнозоркость. Профилактика. Болезни и травмы глаз (коньюктивит, блефарит, ячмень). Первая помощь при инородном теле, химические и термические ожоги. Гигиена зрения. Цветотерапия.

Орган слуха у человека. Диапазон восприятия звуков человеком. Шкала Реймерса. Влияние шума на здоровье человека. Заболевание органов слуха. Гигиена слуха. Орган равновесия. Особенности вестибулярного аппарата человека. Восприятие человеком высоты. Невесомость. Морская болезнь.

Орган обоняния. Роль запахов в природе и их восприятие человеком. Заболевания носа. Ринит. Аллергия. Полиноз. Гайморит. Язык – орган вкуса. Вкус и качество пищи.

Итоговое занятие "Резервы нашего организма".

ПР: 27) Гимнастика для глаз. 28) Тест на прозрачность хрусталика. 29) Определение остроты слуха. 30) Тренировка вестибулярного аппарата. 31) Пробы Яровицкого, Ромберга. 32) Диагностика по языку.

Цели программы

Профориентация школьников, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся как компонента базовой культуры личности.

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы "Человек и его здоровье"

Обучающиеся должны знать:

- основы строения и функционирования человека;

- правила гигиены;

- что такое осанка, как её сохранить;

- основные принципы самоконтроля работы органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательной системы, органов чувств;

- основные, составляющие здоровья и здорового образа жизни;

- показатели здоровья человека;

- негативные последствия воздействия табачного дыма, алкоголя и наркотиков на организм человека.

Обучающиеся должны уметь:

- проводить наблюдения за состоянием собственного организма, объяснять их результаты;

- ориентироваться в системе познавательных ценностей;

- оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

- реализовывать установки здорового образа жизни;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;

- последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

оказывать первичную медицинскую помощь.

Особые условия проведения

В ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Человек и его здоровье» предпочтение отдается активным формам и методам обучения. Вместе с тем, осуществляются и традиционные формы образовательной деятельности: беседы, практические и лабораторные работы, игры.

Материально-техническая база

1. Акустическая система – 1

2. Анатомическая модель глаза – 1

3. Анатомическая модель уха – 1

4. Аптечка первой помощи универсальная – 1

5. Видеокамера – 1

6. Звуковые колонки – 1

7. Интерактивная панель – 1

8. Интерактивное пособие «Человек. Строение тела человека» – 1

9. Интерактивный экспонат «Биоритм» – 1

10. Интерактивный экспонат «Витрувианский человек» – 1

11. Интерактивный экспонат «Время реакции» (24 кнопки) – 1

12. Интерактивный экспонат «Физиологическая мощность человека» – 1

13. Комплект необходимых средств для оказания неотложной помощи – 1

14. Компьютер – 2

15. Лупа лабораторная – 8

16. Манометры – 2

17. Медицинские расходные материалы (бинты, пелёнки, подгузники, перчатки, маски и т.д.) – 1

18. Микроскоп световой – 2

19. Микроскоп стереоскопический – 2

20. Многофункциональное устройство – 1

21. Модель гортани в разрезе – 1

22. Модель желудка в разрезе – 1

23. Модель локтевого сустава подвижная – 1

24. Модель носа в разрезе – 1

25. Модель почки в разрезе – 1

26. Модель сердца (демонстрационная) – 1

27. Набор «Имитатор ранений и поражений» – 2

28. Набор «Органы чувств» – 1

29. Набор лангетов – 5

30. Ноутбук – 2

31. Планшет – 2

32. Программные продукты – 2

33. Проектор – 1

34. Стенд «Физиология» (силомер, спирограф, давление, пульс) – 1

35. Термометры – 3

36. Точка беспроводного доступа в интернет – 1

37. Тренажёр для внутривенных инъекций (рука) – 1

38. Тренажёр для внутримышечных инъекций – 1

39. Тренажёр для эвакуации и оказания первой помощи «Алекс» – 2

40. Тренажёр-манекен «Максим» – 2

41. Фотоаппарат – 1

42. Цифровой USB – vbrhjcrjg – 2

43. Штатные носилочные средства – 2

44. Экран для проектора – 1

45. Электрофизиология – 1