Ритмика для дошкольников

Данная образовательная программа по ритмической гимнастике (без специального отбора учащихся, в отличие от специализированных учреждений) рассчитана на 3 года и предполагает проведение занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году воспитанники овладевают определенным минимумом ритмических знаний, умений, навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели.

Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме, по годам обучения, взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего. Программа направлена на целостное развитие личности детей от 5-х до 8-и лет. Количество воспитанников в группе не должно превышать 10 при нагрузке 1 час в неделю.

Педагоги

Мишина Александра Николаевна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

1 год обучения

1. Содержание и форма занятий. Внешний вид воспитанников. Роль подготовки к занятиям. Дисциплина во время обучения. Взаимоотношения «воспитанника- преподаватель» и отношения между детьми. Подготовка зала для занятий и их режим.

Ритмика, элементы музыкальной грамоты
Связь музыки и движения. Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки. Характеристика музыкальных образов. Подбор выразительных движений для создания образа. Самостоятельное использование музыкально-двигательной деятельности в импровизациях.

Упражнения, развивающие музыкальные чувство:

1. Марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов).

2. Шаг на полупальцах с высоким подъемом колена.

3. Бег на полупальцах с высоким подъемом колена вперед, подскоки.

4. Вальс.

5. Прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом, с хлопками).

6. Построения и перестроения в соответствии со структурой музыкальных произведений.

Партерная гимнастика
1. Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов.

2. Упражнения для выворотности ног; исполняются в положении сидя, лежа на спине и на животе.

3. Растяжки на полу.

4. Упражнения для гибкости спины.

5. Упражнения на укрепления мышц.

4. Танцевальные комбинации и этюды

1. "Скакалочка"

2. "День- ночь"

3. "Зеркало«

4. «Магазин игрушек» – импровизация

5. «Колокольчики» – этюд на построение и перестроение.

5. Постановка:

· знакомство с музыкальным материалом постановки;

· изучение танцевальных движений;

· соединение движений в танцевальные композиции;

· разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.

Репетиция:

· отработка элементов;

· работа над музыкальностью;

· развитие пластичности;

· синхронность в исполнении;

· работа над техникой танца;

· отработка четкости и чистоты в рисунков, построений и перестроений;

· выразительность и эмоциональность исполнения.

Репетиция – отработка техники исполнения движения (темп, ритм, повторяемость).

Концертная деятельность – участие в мероприятиях детского сада.

Форма работы:

· групповая;

· подгрупповая;

2 год обучения

1. Введение

Задачи этого года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Комплектование группы. Обсуждение и решение проблем: оформления и оборудования зала.

2. Ритмика и музыкальная грамота

Танцевальная музыка: марши, польки, вальсы. Музыкальный размер. Сильная доля. Музыкальное прослушивание для создания ритмического и танцевального образа.

Упражнения, развивающие музыкальное чувство

3. Партерная гимнастика

1. Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);

2. Упражнения для укрепления мышц спины, живота, выворотности ног.

 

4. Танцевальные этюды

1. «Под дождем» – с использованием элементов pas польки, голопа, прыжков.

2. «Оловянный солдатик» – марш, перестроения.

3. Этюд для выработки пластичности и выразительности рук.

4. Импровизация на музыку П.И. Чайковского "Времена года".

5. "Кукла«

6. «Вальс» – для закрепления изученных движений.

7. Вариации с включением изученных элементов.

5. Постановка

Демонстрация движения, его музыкальная раскладка, особенности исполнения. Изучение сложных элементов. Исполнение в медленном, а затем обычном темпе.

Репетиция – отработка техники исполнения движения (темп, ритм, повторяемость).

Концертная деятельность – участие в мероприятиях детского сада.

3 год обучения

1. Введение

Цели и задачи нового учебного года. Перспективный план работы по подготовке новых постановок.

2. Ритмика

Музыкальные размеры. Анализ музыкальных фрагментов.

3. Партерная гимнастика

Продолжается работа над развитием физических данных: выворотности, силы мышц, гибкости.

 

4. Танцевальные этюды, танцы

1. "На птичьем дворе"

2. Этюд в современных ритмах.

5. Постановка

Репетиция – отработка и соединение элементов.

Концертная деятельность – участие в праздниках детского сада.

Цели программы

Целью программы является развитие творческих способностей детей, посредством формирования знаний и практических навыков в области ритмики.

Результат программы

1 год обучения.

1. Уметь в умеренном и быстром темпе переключаться с одного движения на другое в соответствие с заданной музыкой.

2. Уметь перестраиваться из круга врассыпную и обратно.

3. Уметь в совершенстве выполнять простейшие образные движения.

4. Иметь представление о настроении и характере музыки.

5. Уметь владеть своим телом.

2 год обучения

1. Уметь в умеренном и быстром темпе переключаться с одного движения на другое в соответствие с заданной музыкой.

2. Уметь перестраиваться из круга врассыпную и обратно.

3. Уметь в совершенстве выполнять простейшие образные движения.

4. Иметь представление о настроении и характере музыки.

5. Уметь владеть своим телом.

3 год обучения

К концу года дети должны:

- Уметь выполнять более сложные комбинации, построения и перестроения;

-Уметь быстро переключаться с одного движения на другое, с одной фигуры на другую.

-Уметь выполнять более сложные комбинации гимнастических упражнений;

-Уметь анализировать, давать самооценку при выполнении ритмических упражнений и акробатических этюдов.

-Уметь уважать друг друга, иметь желание объединяться для коллективных композиций.

-Уметь владеть своим телом.

- Выразительность исполнения движений под музыку;

- Уметь самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

- Уметь освоить большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;

-Уметь передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;

-Уметь способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;

-Уметь точно и правильно исполнять движения в танцевальных и гимнастических композициях.

Особые условия проведения

Программа реализуется на базе Детских садов "Лесовичок" (корпус №6) и "Сказка" (корпус №1).

Материально-техническая база

Занятия проводятся в танцевальном зале. Наличие фонотеки с записями фонограмм к репертуарным танцам, медиатеки.