- Главная
- Направления
- Физкультурно-спортивная
- Гимнастика
- «Будь Здоров!»
«Будь Здоров!»
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. В связи с этим одним из путей в решении проблем оздоровления детей и профилактики различных заболеваний являются занятия фитбол-гимнастикой.
Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.
Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы.
Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани (Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук, 2003). Практически это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-аэробики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:
- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
- для укрепления мышц брюшного пресса;
- для укрепления мышц спины и таза;
- для укрепления мышц ног и свода стопы;
- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
- для формирования осанки;
- для развития ловкости и координации движений;
- для развития танцевальности и музыкальности;
- для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).
Педагоги
Мокеева Елена Владимировна
Содержание программы
Программа «Будь здоров» включает в себя четыре этапа.
1-й этап.
1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
2. Обучить правильной посадке на фитболе.
3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).
Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5–6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.
2-й этап.
1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.
3-й этап.
1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.
4-й этап.
1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
Цели программы
Повышение уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста и укрепление их здоровья.
Результат программы
Личностные:
1.положительное отношение воспитанников к занятиям физической культурой, накопление необходимых знаний, а также умение использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей;
2. проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях (занятие, игра, соревнования);
3. проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
4. желание самостоятельно заниматься физической культурой;
5. соблюдение правил безопасного поведения при выполнении физических упражнений.
Предметные:
1. знания о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения;
2. знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
3. способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сверстникам в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
4. овладение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, а различных изменяющихся внешних условий;
5. овладение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, применения их в игровой и соревновательной деятельности;
6. умение максимально проявлять физические качества при выполнении упражнений по физической культуре.
Метапредметные:
1. понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни;
2. понимание здоровья как важного условия саморазвития и самореализации человека.
3. бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к взрослым и сверстникам;
4. уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия в достижении общих целей при совместной деятельности;
5. добросовестное выполнение заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений;
6. владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме.
Особые условия проведения
Физкультурный зал.
Материально-техническая база
1. Фитболы диаметром 40-65 см.
2. Дополнительный инвентарь для занятий (массажные мячи, эспандеры, амортизаторы резиновые различной жесткости, коврики и др.).
3. Аудиоаппаратура.
4. Аудиозаписи.
5. Секундомер.