ДООП «Раннее эстетическое развитие»

В современных условиях проблема художественного, музыкально-эстетического воспитания, образования и развития детей является одной из центральных в дошкольной педагогике, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы музыкальной и общей культуры ребенка, формируется система музыкальных способностей.

Данная программа является комплексной, предназначена для учащихся отделения раннего эстетического развития и основана на современных методиках музыкального и художественного воспитания дошкольников.

В комплекс предметов программы входят:

 

"Сольфеджио"

"Рисование и лепка"

"Ритмика"

"Хоровое пение"

"Музыкальный инструмент*

 

Обучение направлено на то, чтобы заинтересовать ребенка музыкой и изобразительным искусством, увлечь его, помочь освоить музыкальные знания и реализовать свои творческие способности.

Прием детей в возрасте 5-7 лет.

Недельная нагрузка 4 часа

Продолжительность занятий:

2-3 раза в неделю, продолжительность одного занятия составляет 1-2 урока по 30 минут, перерыв между уроками 5 минут.

Педагоги

Ольшакова Елена Витальевна (ритмика)

Тойвонен Ольга Валерьевна (сольфеджио)

Шикова Анна Викторовна (хоровое пение)

Гордынец Оксана Валерьевна (рисование и лепка)

Содержание программы

" Сольфеджио"

вводит ребенка в мир творчества. Он знакомится с музыкальной грамотой, учится музицировать, сочинять музыку к стихам, поговоркам, сказкам, придумывает ритмические импровизации к знакомым песенкам, играет в ансамбле на детских шумовых инструментам. Эта работа находит свое продолжение и развитие на уроках специальности.

Урок состоит из нескольких разделов: теория, интонирование, метро –ритмические игры, слушание музыки

1.  Теория – изучение основных теоретических понятий посредством сказок, стихов, игр, наглядных пособий и пр. (И. Руденко, Н. Кончаловской, Л. Семеновой, Тютюнниковой, Т. Боровик, Л. Абелян, Е. Гульянц, З. Бугаевой).

2.  Интонирование – разучивание детских песен, попевок без аккомпанемента и с аккомпанементом с голоса педагога и с инструмента на различные типы мелодического движения, работа с нотным станом, умение выкладывать нотами заданную мелодию, умение чисто интонировать в пределах октавы, слышать направление мелодии.

3.  Метро –ритмические игры – пение разучиваемых песен с прохлопыванием ритмического рисунка и метрических долей, чтение ритмослогов, прочтение ритмических партитур, ритмическая импровизация, ритмические диктанты

4.  Слушание музыки - применение теоретических знаний на практике, слушание и угадывание интервалов, типов мелодического движения в песенках и музыкальных произведениях, определение средств музыкальной выразительности.

 

 

«Ритмика»

Занятия ритмикой не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Программа «Ритмика» имеет практическую направленность, так как развивает у детей чувство ритма, координацию движений, танцевальную выразительность.

Ритмика на отделении раннего эстетического образования входит в систему музыкального  воспитания. На уроках ритмики происходит изучение тех элементов выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в  движении, где  развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений.

Содержание уроков «ритмика» создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала.

Ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыкальный материал, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

«Хоровое пение»

Хоровое пение занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. На всех этапах развития музыкальной педагогики хоровое пение используется как средство воздействия на формирование личности. Пение в хоре способствует развитию у детей активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить чувства и переживания. Пение в хоре развивает художественный вкус, музыкальные способности, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма. В хоровом классе должна быть создана атмосфера творчества. Ответственности за результат общего дела. Атмосфера успешности способствует формированию личности ребёнка, помогает раскрытию его творческих способностей, укрепляет веру в свои силы, воспитывает чувство товарищества.

 «Рисование»

Развивают  у детей интереса к изобразительному искусству, создают условия для реализации творческих способностей каждого  обучающегося. Как правило, дети 5-7 лет любят заниматься творчеством (лепить, рисовать, делать поделки из бумаги). Занятия программы часто тематически  связаны между собою, они дополняют друг друга и дают возможность ребятам получать обучающий материал в значительном объеме и закреплять свои полученные знания, умения и навыки.

Обучают основам рисунка (пропорции, правила перспективы, светотень и др.); как надлежит обращаться с самыми простыми изобразительными художественными материалами – графическими и живописными средствами изображения, а именно: простыми карандашами, цветными карандашами, цветными восковыми мелками, фломастерами, тушью, гуашью; обучают приемам и технике работы с ними

Обучают правильной компоновке в листе, штриховке; обучает рисованию с натуры  (наброски фигуры человека…)

Развивают умения придумывать и составлять композиции на заданные темы; творческое воображение детей; развивает навыки грамотного изображения пропорций, объема, пространственного изображения; умение изображать на листе бумаги по памяти и представлению окружающий мир (животных, человека, неодушевленных предметов и т.д.)

Воспитывают у детей умение выразительно выполнять рисунки; уважение к труду художников и умение радоваться творческим успехам своих товарищей

  «Лепка».

Обучает приемам и технике работы с пластилином;  умению лепить из пластилина скульптуры животных, людей, неодушевленных предметов; умению составлять скульптурные композиции (например, тема «Сказка»)

Обучает рисованию картин из пластилина, познакомив детей с различными видами рельефа (барельеф, контррельеф, горельеф, сграффито)

Развивает умение работы с пластилином; творческую фантазию детей, их воображение.

Воспитывает уважение к труду скульпторов, уважение и восхищение творческим успехам товарищей, терпение и трудолюбие в процессе работы.

«Музыкальный инструмент»

Предмет «Музыкальный инструмент» помогает в индивидуальном порядке выявить и развить музыкально -творческие задатки детей, обучить начальным навыкам игры на музыкальном инструменте, привить им комплекс практических навыков (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху и сочинение лёгких мелодий на заданный текст). Научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы.

В конце каждого полугодия проводится контрольный урок по всем предметам, на котором отслеживается пройденный материал и проверяется эффективность используемой программы в плане развития музыкальности детей и их художественной культуры в целом, а также в плане их общего психического развития: речи, мышления, креативности.

На каждом уроке решаются определенные нравственно – познавательные задачи в процессе беседы, восприятия музыкальных, зрительных, литературных образов, исполнения активного действия.

Цели программы

Цель программы – создание развивающей среды, способствующей художественно-эстетическому воспитанию, раскрытию творческого потенциала, формированию духовнонравственных качеств, высокой коммуникативной культуры ребёнка дошкольного возраста.

Результат программы

 

Результатом освоения программы «Раннее эстетическое развитие детей» является:

 

Музыкальный инструмент:

- освоение нотной грамоты;

- усвоение элементарных теоретических понятий (звукоряд, регистры звучания, тоны и полутоны, звуки и ноты, ключи, длительности нот и пауз, такт, тактовая черта, музыкальный размер, штрихи, динамика, темп, лад, тональность, интервал, аккорд, аппликатура и др.);

- овладение основными приемами звукоизвлечения;

- умение на слух определить характер исполняемой пьесы;

- умение осмысленно исполнить произведение в соответствующем характере;

- наличие навыка слухового контроля, умения сознательно управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- овладение первоначальными навыками подбора по слуху, игры в ансамбле, чтения с листа.

Хоровое пение 

- приобретение опыта творческой деятельности, формирующего творческое мышление;

- наличие опыта эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, формирующего вместе со знаниями и умениями систему ценностей ребенка;

- приобретение таких умений и навыков, как певческая установка и дыхание; звукообразование в различных регистрах; артикуляция; звуковедение; вокально-интонационные навыки; ансамбль и строй; слуховое внимание и самоконтроль; выразительность пения;

- формирование умения передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

- приобретение навыков коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе навыков взаимодействия между солистом и хоровым коллективом;

- воспитание умения работать в группе, подчиняться требованиям руководителя хорового коллектива;

- обучение умению слушать концертмейстера.

Ритмика:

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, потребности общения с духовными ценностями;

- воспитание в детях открытости, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости;

- приобретение коммуникативных навыков (умения взаимодействовать в группе, устанавливать деловой контакт с преподавателями и обучающимися, оценивать причину успеха или неуспеха);

- приобретение знаний о характерных особенностях основных музыкальных жанров (песня, танец, марш);

- усвоение основной музыкальной терминологии;

- воспитание умения самостоятельно проанализировать небольшое музыкальное произведение (его размер, количество частей, музыкальных фраз, особенности ритма, динамические оттенки, штрихи и др.);

- приобретение навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путём группового и индивидуального сольфеджирования;

- приобретение навыков «записи» музыкального текста ритможестами (ритмический рисунок, метрическая пульсация).

Сольфеджио:

- развитие в каждом ребёнке заинтересованности, творческой активности, веры в себя;

- воспитание умения слушать музыку, вникать в образы музыкальных произведений;

- развитие умения выражать собственные мысли и чувства в музыкальных импровизациях;

- освоение первичных теоретические знаний, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

- выработка учащимися первоначальных вокально-хоровых навыков;

- обладание умением сольфеджировать простейшие одноголосные музыкальные примеры;

- освоение учениками основных музыкальных понятий: лад, тоника, высота звуков, длительности, сильные и слабые доли, тон, полутон;

- приобретение навыков определения на слух характера и направления движения мелодии, ступеней лада, интервалов, длительностей (восьмых и четвертных);

- приобретение начальных навыков нотного письма;

- овладение умением осуществлять анализ элементов музыкального языка.

Рисование и лепка

- Обучение детей приемам и технике работы с графическими и живописными материалами и инструментами, с пластилином и бумагой.

- Обучение созданию простых и многофигурных композиций в графике, живописи и лепке, в декоративно-прикладном искусстве.

- Развитие у обучающихся творческой фантазии и воображения.

- Развитие навыков и умения работать с карандашами, красками, пластилином и бумагой.

- Воспитание таких качеств как терпение, трудолюбие и аккуратность в процессе работы

- Воспитание уважения к своему и чужому труду.

- Проявление интереса к систематическим занятиям изобразительным искусством, к дальнейшему обучению в ШИ.