«Шахматы»

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Педагоги

Янюк Людмила Вадимовна

Содержание программы

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

 

Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.

 

Второй год обучения предполагает обучению решения шахматных задач. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых

возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др. занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Цели программы

Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области математики, а также в повышении уровня знаний учащихся.

Результат программы

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Материально-техническая база

Помещение: учебный кабинет

Оборудование: учительский стол, парты, шкаф, классная доска.

Технические средства: компьютер, принтер, сканер, телевизор.

Инструменты и приспособления: листы бумаги, авторучки, линейки, карандаши, мел, ножницы, счетные палочки, счетный материал, геометрические приборы, геометрический материал, портреты математиков,

Преподаватель: учитель начальных классов.