Краеведение
На современном этапе развития общества успешность личности во многом зависит от умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, опираясь на творческий потенциал и не забывая о гармоничных отношениях с окружающей природной средой. В связи с этим, целью современного образования считается развитие личных качеств учащегося, его способностей, формирование у ученика активной, творческой жизненной позиции. Особая роль в развитии данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится именно курсу краеведческой деятельности.
Краеведческое направление во всех сферах деятельности воспитывает любовь к своему родному краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует фундаментальному изучению окружающего пространства, природы, населения, хозяйства своей местности, осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.
Педагоги
Ишутина Алина Павловна
учитель истории и обществознания
Содержание программы
Содержание программы (68 часов)
Тема 1: Введение (2ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.
Тема 2: Мой край на карте России (6 ч) Россия – наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Карелии. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Топографические карты. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой.
Тема 3: Я и моя семья. (2 ч) Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Творческий конкурс – «Старая фотография рассказала...» Моя родословная – нарисовать родословное древо.
Тема 4: Улицы моего города (поселка). Памятные места. (10 ч)
Урок-экскурсия по улицам г. Петрозаводск / п. Мелиоративный. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Памятные места. Исторические объекты, мемориальные доски. Краеведческий музей. Парки. Улицы, носящие имена героев ВОВ. Братское кладбище. Форма контроля: рассказ "Прогулка по улицам моего района".Проект.
Тема 5: Наша школа (10 ч) Я – ученик. История школы. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Тема 6: История края в литературных произведениях. (4 ч) Знакомство с поэзией карельских писателей. Красота края, увиденная и отраженная в стихах поэтов.
Тема 7: Памятные исторические места нашей республики. (6 ч)
Тема 8: Воинская слава наших земляков. (4 ч)
Тема 9: Природа нашего края. (22 ч) Полезные ископаемые. Речная республики и района. Озера, их происхождение. Климат района. Видовой состав растительного покрова и животного мира; Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений. Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Птицы. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы. Топонимы – отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. Народные промыслы края, их художественная и культурная ценность. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность. Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (поселка), его предприятиями, их история. Экологические проблемы региона и своего края.
Что мы узнали за год? Подведение итогов. (2ч)
Цели программы
Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края, воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
Результат программы
Планируемые результаты
Результатом курса являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:
· Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
· Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
· Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, Карелии, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
· Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
· Принимать и сохранять учебную задачу;
· Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем; ·
· Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· Оценивать правильность выполнения действия;
· Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
· Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
· Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
· Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
· Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· Формулировать собственное мнение и позицию;
· Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
· Задавать вопросы;
· Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Особые условия проведения
-
Материально-техническая база
Кабинет, компьютер, интерактивная доска, проектор