Спортивно-оздоровительный туризм

Причиной появления данной программы является необходимость воспитания у подростков сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, приобщение их к здоровому образу жизни через занятия туризмом, а также вовлечение их в активный досуг в учреждения дополнительного образования. Ситуация сегодняшнего дня доказывает актуальность предлагаемой проблемы в связи с высоким уровнем заболеваемости детей и ростом социальной напряженности, связанным с девиантным поведением подростков.

Рабочая программа дополнительного образования детей «Спортивно-оздоровительный туризм» направлена на выполнение социального заказа по воспитанию и развитию подрастающего поколения с надежным жизненным потенциалом, формированию в нем активной жизненной позиции.

Учитывая психологические особенности подросткового возраста, когда важным становится потребность подростка утвердиться во «взрослом» качестве, а также мнение референтной группы является приоритетным в формировании системы ценностей, очень важным становится появление программы, которая предлагает привлекательную для подростков форму самореализации.

Программа объединяет в себе активное спортивное, духовное и познавательное начало. Внутренней мотивацией участия подростка становится:

· Стремление его к общению со сверстниками;

· Поиск признания ценности собственной личности в их глазах;

· Стремление к реализации;

· Жажда спортивных достижений;

· Самоутверждение через участие в социально-значимых видах деятельности;

· Романтика и приключения.

В различных формах занятий подросток укрепляет свое здоровье (как физическое, так и психическое), может испытать себя в ситуациях похода (в том числе – похода выходного дня), полевого лагеря, соревнованиях, туристических слетах. Создаются условия для выявления скрытых способностей подростка, он может воочию убедиться в безграничных возможностях человеческого организма, одержать победу над собой.

Участие в организуемой учреждением дополнительного образования детей деятельности воспринимается не как навязанное обязательное обучение, а как свободный выбор самого подростка. Это особенно важно при реализации программы.

Программа предусматривает обязательное участие обучающих в лагерях (в течение учебного года, в каникулярное время) и итоговом летнем лагере, в которых приобретаются и отрабатываются практические навыки.

В целом – это комплексная программа, в которой сочетаются вопросы теории и практики.

Педагоги

Кукель Владимир Казимирович

Содержание программы

Введение.

Введение в программу. Планы на учебный год.(2 час) Инструктаж по технике безопасности.(2 час_

Туризм

Организация туристического похода. Личное и групповое снаряжение. Аварийная укладка. Ее содержимое. Передвижение по пересеченной местности. Преодоление естественных препятствий. Техника безопасности.

Бивак. Выбор местности. Разбивка бивака. Установка палаток. Заготовка дров. Техника безопасности при работе с топором и пилой.

Костры. Виды растопок. Костровое хозяйство. Техника безопасности при разведении костров.

Рацион. Меню. Раскладка продуктов. Хранение и транспортировка продуктов. Приготовление пищи на костре. Техника безопасности при работе в походной кухне.

Ориентирование в лесу (по карте и по компасу, по местным приметам).

Основные узлы, имеющие практическое применение (связывание веревок одинакового и разного диаметра, крепление к опоре, рыболовные и охотничьи).

Особенности походов в разное время года.

Природоохранные меры в походе. Утилизация и походных условиях. Одно- и двухдневные, многодневные походы по отработке практических навыков.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Цель данного раздела: дать основы медицинских знаний, необходимых для оказания помощи себе и пострадавшему; формирование здорового образа жизни.

Аптечка (домашняя, автомобильная, походная, индивидуальная). Состав. Упаковка. Правила хранения лекарств. Соблюдение сроков хранения. Оценка общего состояния пострадавшего, места и характера повреждения. Тренинг «Аптечка».

Ушибы. Ссадины. Потертости. Растяжение. Раны, кровоподтеки. Правила наложения жгута и закрутки. Травматический шок. Повязки.

Основные приемы реанимации. Искусственная вентиляция легких. Непрямой массаж сердца.

Травмы головы и туловища. Оценка состояния пострадавшего. Первая помощь.

Травмы конечностей. Оценка состояния пострадавшего. Первая помощь.

Правила наложения шин при переломах и иммобилизации подручными средствами.

Правила транспортировки и переноски пострадавших. Ожоги термические, химические, солнечные и ядовитыми растениями. Оценка состояния пострадавшего. Первая помощь.

Отморожение. Общее замерзание. Оценка состояния пострадавшего. Первая помощь.

Тепловой удар. Обморок. Первая помощь. Отравления (лекарственными аппаратами, средствами бытовой химии, растительными и животными ядами, алкоголем, никотином, наркотическими веществами). Оценка состояния пострадавшего. Тактика действий.

Укусы змей, насекомых и других животных. Первая помощь.

Серия тренингов по оказанию первой медицинской помощи в разных ситуациях.

Основы здорового образа жизни.

Здоровье и будущее. Сохранение и укрепление здоровья. Вредные привычки и статистика. Туризм, как средство приобщения к здоровому образу жизни.

Профилактика простудных и инфекционных заболеваний. Традиционные и нетрадиционные оздоровительные системы.

Организация и проведение поисково-спасательных работ. Тактика действий и возможная помощь на месте происшествия.

Цель данного раздела: дать понятие об организации поисково-спасательных работ; обучить тактике оказания помощи при несчастных случаях, в полевых условиях; оценить состояние пострадавшего.

Поисково-спасательные работы, поисково-спасательные работы в лесу.

Правила спасателя: будь готов к оказанию действительной помощи другим; будь подготовлен (физически, тактически, морально) к оказанию помощи; оказывая помощь, помни о мерах обеспечения личной безопасности.

Меры безопасности при проведении поисково-спасательных работ.

Оценка ситуации. Организация и проведение поиска. Изучение места вероятного нахождения пострадавших. Извлечение пострадавших. Значение правильного изучения их состояния.

Тактика поиска заблудившихся. Место их вероятного нахождения. Меры безопасности.

Особенности поисково-спасательных работ в зимнее время.

Пути транспортировки пострадавших.

Тренинг по прочесыванию местности. Соревнования по поисково-спасательным работам.

Краеведение.

Понятие краеведения. Карелия – край, в котором ты живешь. Животный и растительный мир Карелии. Исторические места и достопримечательности Карелии.

Карело-финский эпос «Калевала».

Общая физическая и прикладная подготовка.

Цель данного раздела: развитие функциональных возможностей организма подростка и старшего школьника, достижение высокой работоспособности, а также развитее и совершенствование таких физических качеств, как выносливость, сила, ловкость, быстрота. Обучение приемам спортивного ориентирования.

Средства физического воспитания.

Упражнения для развития выносливости:

Бег на длинные дистанции, включающие преодоление полосы препятствий или круговые упражнения (на время и без учета времени).

Прохождение дистанции 10 – 15 км на лыжах.

Упражнения для развития силы.

Упражнения на развитие координации.

Упражнение на расслабление.

Лыжная подготовка. Прогулки на лыжах. Прохождение дистанции (от 3 до 30 км). Передвижение по склонам, пересеченной местности.

Туристическая полоса препятствий.

Прохождение полосы препятствий в сочетании различных элементов, направленных на развитие ловкости, скорости, силы, общей выносливости. Выполнение полосы препятствий в целом.

В раздел включены средства физического воспитания, лыжная подготовка, полоса препятствий. Этот раздел занимает достаточно большой объем учебных часов, т.к. сильному и здоровому человеку реальнее обеспечить свою безопасность и помочь и другим.

Участие в соревнованиях, слетах, экскурсиях, праздниках, лагерях, походах.

Итоговое (заключительное) занятие.

Цели программы

Формирование ответственного отношения подростка и молодого человека к своему здоровью через занятие туризмом.

Результат программы

В результате освоения программы участники (подростки и старшие школьники)

- Приобретут необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни через занятия туризмом.

- Ожидается, что освоение курса будет способствовать как развитию отдельных качеств личности (наблюдательности воли, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, трудолюбия, мужества и др.) так и общему развитию воспитанника, в том числе физическому.

- Ожидается, что в процессе обучения будут развиваться способности детей; формироваться нравственные и эстетические принципы; характер; убеждения, которые побуждали ли бы их к добрым, благородным поступкам.

- Ожидается также, что полученные подростками и старшими школьниками опыт и знания смогут оказать влияние на их дальнейшую жизнь, например, в выборе профессии, службе в Армии, помогут им занять активную жизненную позицию.

Особые условия проведения

Обязательно наличие справки от педиатра об отсутствии медицинских противопоказаний для занятий туризмом.

Материально-техническая база

  • рюкзаки 95 литров -11 штук,
  • палатки - 4-е четырехместные,
  • спальники - 11 штук,
  • коврики - 10шт,
  • тент 6м на 10 м - 1шт,
  • пилы двуручные - 2шт,
  • топор - 2шт,
  • котелки - 2шт,
  • туристический коврик - 6 шт,
  • веревка диаметр 10 миллиметров - 100 метров,
  • веревка-14 миллиметров - 60 метров,
  • прусики-6 штук,
  • страховочные системы - 18 штук,
  • альпинистские карабины - 40 штук,
  • спусковые альпинистские восьмерки -2 штуки,
  • компасы - 8 штук.