Юный химик

Настоящая Программа кружка «Юный химик»  разработана на основе программы курса химии для 7 класса О.С. Габриеляна, адресована учащимся 7 класса. 

Программа способствует формированию коммуникативных качеств личности школьников, развитию их творческих способностей, формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий.

На занятиях кружка обучающиеся смогут выполнять несложные химические опыты, научиться работать с веществами, грамотно применять химические знания в общении с природой, овладеют основами экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.

 

 

Педагоги

Емельянова Ирина Анатольевна

Содержание программы

Тема 1. Химия в центре естествознания – 13 часов

Предмет химии. Физические тела и вещества.

Свойства и применение веществ на основе их свойств.

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Лабораторное оборудование.

Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).

Химические знаки и формулы. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав вещества.

Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Диффузия. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления.

Химия и география. Минералы и горные породы.

Химия и биология. Химический состав живой клетки. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез.. Качественные реакции в химии. Распознавание веществ с помощью качественных реакций.

Демонстрационные эксперименты

1.      Изучение строения пламени.

2.      Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.

3.      «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.

4.      Качественные реакции на кислород и углекислый газ.

Лабораторные опыты

1.      Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии.

2.      Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.

3.      Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке. .

4.      Определение содержания воды в растении.

5.      Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.

6.      Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

7.      Определение витамина С в различных соках.

8.      Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.

9.      Обнаружение известковой воды среди различных веществ.

 

Практические работы

1.      Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.

2.      Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

 

Тема 2. Математика в химии. 9 часов

Относительные атомная и молекулярная массы. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества.

Понятие о массовой доле химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов.

Чистые вещества и смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные, жидкие, твердые смеси.

Объемная доля газа в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Понятие о ПДК.

Массовая доля вещества в растворе. Концентрация.

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества.

Практические работы

1.      Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

 

Тема 3. Явления, происходящие с веществами. 10 часов

Способы разделения смесей и очистка веществ. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Адсорбция. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза. Способы очистки воды.

Дистилляция, или перегонка. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории  и природе. Перегонка нефти.

Условия протекания и прекращения химических реакций. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие.

Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.

 

Лабораторные опыты

1.      Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.

2.      Изучение устройства зажигалки и пламени.

 

Практические работы

1.      Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).

2.      Очистка поваренной соли.

3.      Изучение процесса коррозии железа.

Тема 4. Рассказы по химии 2 ч

Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые-химики».

Конкурс сообщений учащихся. «Мое любимое химическое вещество» (открытие, получение и значение).

Цели программы

Цель программы: формировать устойчивый познавательный интерес к предмету; интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.

Результат программы

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина, лабораторное оборудование, химические реактивы.