Юные велотуристы

    Велосипед – инструмент, уникальный по своей неприхотливости, про­стоте, доступности, универсальности использования, силе отдачи и воз­действию на человека, а велосипедный поход – мощнейшее средство формирования личности ребенка, его духовного мира. Пешеходник и лыжник практически прикованы к одной географической точке, вод­ник – к руслу реки, горник – к цепочке хребтов, автомобилист – к лен­те шоссе. Велопутешественник же в отличие от них имеет возможность за три-четыре недели пройти своим ходом до одной-двух тысяч километ­ров по любым дорогам и тропам практически без ограничений, в том числе – по бездорожью, вдоль рек и озер, через горные перевалы, по сте­пям и пустыням и даже, как показала практика, по льду и снегу, и по­знакомиться с большим регионом нашей родины или с зарубежной стра­ной, а иногда и с несколькими странами за один поход. Этими велико­лепными возможностями и определяется пятилетнее построение курса программы подготовки юных велотуристов.

    Педагоги

    Кукель Владимир Казимирович.

    Содержание программы

    1.Вводное занятие.Знакомство с программой 1-го года обучения

    2.Начальная туристская подготовка

    2.1.Туризм в России. История и традиции

    2.2.Родной край. Туристские возможности родного края

    2.3.Подготовка к пешеходному походу

    2.4.Туристское снаряжение для пешеходного похода

    2.5.Питание в походе

    2.6.Привалы и ночлеги

    2.7.Техника и тактика пешеходного похода

    2.8.Топография и ориентирование на местности

    2.9.Туристское снаряжение для лыжных походов

    2.10.Техника и тактика лыжного похода

    2.11.Обеспечение безопасности в пешеходном и лыжном походах

    2.12.Общая физическая подготовка туриста-спортсмена

    2.13.Первая (доврачебная) медицинская помощь в походе 20

    2.14.Основы краеведческих наблюдений в походе

    2.15.Велосипед дорожный, шоссейный, горный класса «Turing» и его устройство

    2.16.Основы правильной езды на велосипеде

    2.17.Велоигры и простейшие велосоревнования

    3.Итоговое занятие

    Цели программы

    Всестороннее развитие личности ребенка и его жиз­ненное самоопределение средствами спортивно-туристской, экскурсионно-краеведческой и трудовой деятельности.

    Результат программы

    Первый год обучения

    Наличие прочных навыков владения основами пешеход­ного и лыжного туризма, наличие начальных навыков ве­лотуризма; владение техникой езды на велосипеде без груза и с грузом в различных дорожных условиях. Зна­ние современной велотехники, умение разбирать, соби­рать и регулировать велосипед. Умение обращаться с ос­новными инструментами и приспособлениями при работе с велотехникой. Наличие начальных краеведческих на­выков: умение наблюдать, фиксировать, изучать и делать собственные выводы при знакомстве с природной и соци­альной средой родного края. Умение выступать в про­стейших велосоревнованиях в качестве участников, при­обретение навыков их судейства. Наличие навыков по полному самообслуживанию в походных условиях. Зна­ние истории своей «малой Родины» (улицы, микрорай­она, округа). Наличие начальных навыков обращения с прямострочной швейной машиной.
    Второй год обучения

    Наличие навыков овладения техникой и тактикой вело­туризма. Знание материальной части велотуризма, нали­чие навыков и умений по основным туристским и крае­ведческим специальностям, умение общаться и выпол­нять функциональные задачи в коллективе, обслуживать себя и оказывать помощь товарищам, умение находиться в позиции командира группы и подчиненного; умение ориентироваться на местности. Знание правил дорожного движения; умение оказывать первую медицинскую по­мощь при некоторых специфических травмах, возмож­ных в велопоходе. Знание основ безопасности в велоту­ризме и умение правильно действовать в условиях экстре­мальной обстановки. Владение навыками судейства на дистанциях первого класса в велосипедном турмногоборье. Умение регулировать и ремонтировать велотехнику. Знание основных, наиболее значимых событий истории родного края. Умение изготовлять лекала и производить по ним раскрой материалов для пошива снаряжения. Умение обращаться с прямострочной швейной машиной.
    Третий год обучения

    Наличие умений и навыков, необходимых для участия в сложных равнинных велопоходах, навыков инструктор­ской работы. Знание специфики экспедиционной работы, умение составлять программу краеведческих наблюде­ний и исследований. Умение проводить разборы занятий и походов, делать выводы и самостоятельно совершенст­вовать уровень своей подготовки. Умение составлять спортивно-технический и краеведческий отчеты по ито­гам спортивного похода или экспедиции. Знание велотех­ники МТВ, умение производить сборку, разборку и про­стой ремонт велотехники. Владение навыками судейства на дистанциях второго класса в велосипедном турмногоборье. Умение передавать знания, опыт, навыки в облас­ти велотуризма младшим подросткам. Знание основных событий истории древнерусского государства. Умение производить пошив простого туристского снаряжения.

    Особые условия проведения

    Наличие справки от педиатра об отсутствии медицинских противопоказаний для занятий.

    Материально-техническая база

    Обеспеченность материально-техническими ресурсами.

    рюкзаки 95 литров-11 штук,

    палатки-4-е четырехместные,

    спальники-11 штук,

    коврики-10шт,

    тент 6м на 10м-1шт,

    пилы двухручные-2шт,

    топор-2шт,

    котелки-2шт,

    туристический коврик −6 шт,

    веревка диаметр 10 милиметров-100метров,

    веревка-14 милиметров-60 метров,

    прусики-6 штук,

    страховочные системы-18 штук,

    альпинистские карабины-40 штук,

    спусковые альпинистские восьмерки-2 штуки,

    компасы-8-штук.