Юные велотуристы

Велосипед – инструмент, уникальный по своей неприхотливости, про­стоте, доступности, универсальности использования, силе отдачи и воз­действию на человека, а велосипедный поход – мощнейшее средство формирования личности ребенка, его духовного мира. Пешеходник и лыжник практически прикованы к одной географической точке, вод­ник – к руслу реки, горник – к цепочке хребтов, автомобилист – к лен­те шоссе. Велопутешественник же в отличие от них имеет возможность за три-четыре недели пройти своим ходом до одной-двух тысяч километ­ров по любым дорогам и тропам практически без ограничений, в том числе – по бездорожью, вдоль рек и озер, через горные перевалы, по сте­пям и пустыням и даже, как показала практика, по льду и снегу, и по­знакомиться с большим регионом нашей родины или с зарубежной стра­ной, а иногда и с несколькими странами за один поход. Этими велико­лепными возможностями и определяется пятилетнее построение курса программы подготовки юных велотуристов.

Педагоги

Кукель Владимир Казимирович.

Содержание программы

1.Вводное занятие.Знакомство с программой 1-го года обучения

2.Начальная туристская подготовка

2.1.Туризм в России. История и традиции

2.2.Родной край. Туристские возможности родного края

2.3.Подготовка к пешеходному походу

2.4.Туристское снаряжение для пешеходного похода

2.5.Питание в походе

2.6.Привалы и ночлеги

2.7.Техника и тактика пешеходного похода

2.8.Топография и ориентирование на местности

2.9.Туристское снаряжение для лыжных походов

2.10.Техника и тактика лыжного похода

2.11.Обеспечение безопасности в пешеходном и лыжном походах

2.12.Общая физическая подготовка туриста-спортсмена

2.13.Первая (доврачебная) медицинская помощь в походе 20

2.14.Основы краеведческих наблюдений в походе

2.15.Велосипед дорожный, шоссейный, горный класса «Turing» и его устройство

2.16.Основы правильной езды на велосипеде

2.17.Велоигры и простейшие велосоревнования

3.Итоговое занятие

Цели программы

Всестороннее развитие личности ребенка и его жиз­ненное самоопределение средствами спортивно-туристской, экскурсионно-краеведческой и трудовой деятельности.

Результат программы

Первый год обучения

Наличие прочных навыков владения основами пешеход­ного и лыжного туризма, наличие начальных навыков ве­лотуризма; владение техникой езды на велосипеде без груза и с грузом в различных дорожных условиях. Зна­ние современной велотехники, умение разбирать, соби­рать и регулировать велосипед. Умение обращаться с ос­новными инструментами и приспособлениями при работе с велотехникой. Наличие начальных краеведческих на­выков: умение наблюдать, фиксировать, изучать и делать собственные выводы при знакомстве с природной и соци­альной средой родного края. Умение выступать в про­стейших велосоревнованиях в качестве участников, при­обретение навыков их судейства. Наличие навыков по полному самообслуживанию в походных условиях. Зна­ние истории своей «малой Родины» (улицы, микрорай­она, округа). Наличие начальных навыков обращения с прямострочной швейной машиной.
Второй год обучения

Наличие навыков овладения техникой и тактикой вело­туризма. Знание материальной части велотуризма, нали­чие навыков и умений по основным туристским и крае­ведческим специальностям, умение общаться и выпол­нять функциональные задачи в коллективе, обслуживать себя и оказывать помощь товарищам, умение находиться в позиции командира группы и подчиненного; умение ориентироваться на местности. Знание правил дорожного движения; умение оказывать первую медицинскую по­мощь при некоторых специфических травмах, возмож­ных в велопоходе. Знание основ безопасности в велоту­ризме и умение правильно действовать в условиях экстре­мальной обстановки. Владение навыками судейства на дистанциях первого класса в велосипедном турмногоборье. Умение регулировать и ремонтировать велотехнику. Знание основных, наиболее значимых событий истории родного края. Умение изготовлять лекала и производить по ним раскрой материалов для пошива снаряжения. Умение обращаться с прямострочной швейной машиной.
Третий год обучения

Наличие умений и навыков, необходимых для участия в сложных равнинных велопоходах, навыков инструктор­ской работы. Знание специфики экспедиционной работы, умение составлять программу краеведческих наблюде­ний и исследований. Умение проводить разборы занятий и походов, делать выводы и самостоятельно совершенст­вовать уровень своей подготовки. Умение составлять спортивно-технический и краеведческий отчеты по ито­гам спортивного похода или экспедиции. Знание велотех­ники МТВ, умение производить сборку, разборку и про­стой ремонт велотехники. Владение навыками судейства на дистанциях второго класса в велосипедном турмногоборье. Умение передавать знания, опыт, навыки в облас­ти велотуризма младшим подросткам. Знание основных событий истории древнерусского государства. Умение производить пошив простого туристского снаряжения.

Особые условия проведения

Наличие справки от педиатра об отсутствии медицинских противопоказаний для занятий.

Материально-техническая база

Обеспеченность материально-техническими ресурсами.

рюкзаки 95 литров-11 штук,

палатки-4-е четырехместные,

спальники-11 штук,

коврики-10шт,

тент 6м на 10м-1шт,

пилы двухручные-2шт,

топор-2шт,

котелки-2шт,

туристический коврик −6 шт,

веревка диаметр 10 милиметров-100метров,

веревка-14 милиметров-60 метров,

прусики-6 штук,

страховочные системы-18 штук,

альпинистские карабины-40 штук,

спусковые альпинистские восьмерки-2 штуки,

компасы-8-штук.