Школьный музей

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через  кружковую работу  «Музейное дело»  в рамках учебно-воспитательного процесса .

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории , культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ.

Музейная комната  – одно из приоритетных направлений в работе «Музейного дела». Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.  

Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села

Актуальность программы.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.

 

Педагоги

Тидякина Светлана Рудольфовна

Содержание программы

Введение (2ч)

Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах  

Музей как институт социальной памяти  (2ч)

          Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.

 Музейный предмет и способы его изучения (8ч)

         Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Проведение научных исследований активом школьного музея (8ч)

      Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.

Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы  (8ч)

        Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.

Экспозиция школьного музея  (16ч)

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Работа с аудиторией (24ч)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Изучение истории школьного музея (8ч)

           Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Профиль музея:  воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности.  Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. . Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.

Историческое краеведение (12ч)

          Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Моя семья и родной край (12 ч)

Теоретические занятия (6 часов)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода.

Военно-патриотическая работа (8ч)

         Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

Изучение истории школы (8ч)

         Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание стенда «Золотые и серебряные медалисты школы».

Подведение итогов (4ч)

         Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.

Цели программы

Цель:

- создание  оптимальных условий  для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Результат программы

Планируемые результаты

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента:

- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории Пятого поселка.

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.