Шахматы

    Шахматы – важнейший элемент тысячелетий культуры человечества. Появившись
    когда-то в жарких странах Востока, эта игра распространилась сегодня на все континенты,
    завоевав миллионы приверженцев.
    Сегодня шахматы – это мощное средство нравственного воспитания детей и
    подростков, формирование в их характере таких качеств, как воля к победе, стремление к
    самосовершенствованию, навыков честной борьбы. Шахматы развивают аналитические
    способности ума, повышают интеллект, навыки абстрактного мышления, помогают
    устоять против соблазнов, разрушающих личность.
    Шахматы способствуют развитию такого качества, как решительность. Иногда во
    время игры необходимо принять решение, последствия которого не всегда ясны, а для
    этого нужно обладать определенной смелостью. Развивают шахматы и волевые качества
    детей. Ведь одержать победу в шахматном поединке зачастую означает не только
    переиграть своего соперника, но и психологически победить его. Во время
    систематических упражнений за шахматной доской формируется выдержка, умение не
    теряться в сложных ситуациях, искать выход в, казалось бы, безнадежных ситуациях.
    Невозможно переоценить эстетическое влияние шахмат на личность ребенка.
    Многие шахматные корифеи считают любимую игру искусством, и, как всякое искусство,
    шахматы оказывают облагораживающее воздействие на занимающихся ими. Играя, дети
    постоянно сталкиваются с красивыми идеями, комбинациями, партиями выдающихся
    гроссмейстеров. Иногда им самим удается найти красивый ход в партии. Все это
    обогащает эмоциональный мир подростка.
    Шахматы расширяют кругозор ребенка, открывают перед ним ранее неизвестный
    мир, в котором можно по-новому проявить себя. Шахматы позволяют полноценно
    организовывать досуг, направить интересы учащихся в разумное русло, а иногда и просто
    отвлечь и уберечь от негативного воздействия среды. Занятия в объединении
    воспитывают у детей чувство коллективизма, умение построить хорошие
    взаимоотношения с товарищами. И наконец, шахматы можно рассматривать как своего
    рода модель окружающего мира, в котором действуют законы, познание которых
    необходимо для успешного существования в этом мире. И легче всего постичь эти законы
    в детском возрасте посредством игры.
    Настоящая программа дополнительного образования детей составлена на
    основании методического руководства для внеклассной и внешкольной работы
    Центрального шахматного клуба СССР под редакцией гроссмейстера Я.Г. Рохлина
    «Юный шахматист». Москва, «Физкультура и спорт», 1977 год.

    Педагоги

    Чепелюк Евгений Валерьевич

    Содержание программы

    Группа начинающих
    1. Краткая история шахмат. Восток – родина шахмат. Крупнейшие шахматные мастера
    Европы: Филидор, Андерсен, Понциани. Чемпионы мира от В. Стейница до В. Крамника.
    Создание шахматных компьютерных программ, их соперничество с человеком. Русские
    шахматные мастера Чигорин, Петров, Алехин.
    2. Первоначальные понятия. Правила игры.
    Первоначальное понятие об игре в шахматы. Шахматная доска. Фигуры, ходы фигур.
    Пешка – душа партии. Рокировка. Шах. Мат. Ничья. Вечный шах. Пат. Сравнительная
    ценность фигур. Шахматная позиция. Правила поведения во время игры. «Тронул фигуру
    – ходи. Убрал руку – ход сделан».
    Практические занятия. «Линейный» мат. Мат одинокому королю ферзем и королем,
    ладьей и королем. Правило «квадрата». Правило «оппозиций». Разбор позиций. Примеры
    позиций с патом, вечным шахом, троекратным повторением ходов. Запись учебной
    партии.
    3. Простейшие комбинации. Связка. Двойной шах. Отвлечение. Привлечение.
    Блокировка. Превращение пешки. Мат на 7-ой горизонтали. Стертый мат. Освобождение
    поля от линии.
    Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций.
    4.Шахматные термины
    Основные понятия и термины, часто встречающиеся в игре по шахматам.
    5. Тактика и стратегия игры. План в шахматной партии. Оценка конкретной позиции.
    Борьба за центр, за диагонали и вертикали. Размены фигур. Роль короля в начале и конце
    партии. Преимущество двух слонов. Понятие о темпе.
    Практические занятия. Примеры неудачно разыгранных партий. Разбор специально
    подобранных позиций.
    6. Эндшпиль. Простейшие окончания. Пешечные и ладейные окончания. Смешанные
    окончания. Несложные ферзевые окончания.
    Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций.
    7. Учения о дебютах
    Дебюты. Примеры неправильной игры в дебюте. Открытые дебюты, полуоткрытые,
    закрытые дебюты. Борьба за преимущество в развитии. Борьба за центр.
    Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций и партий.
    Группа совершенствования
    1. Выдающиеся шахматисты современности и прошлого. Отдельные моменты
    биографий 14 чемпионов мира. Эпизоды борьбы за обладание шахматной короной.
    Примеры решающих партий на первенство мира.
    2. Решение этюдов и задач. Знакомство слушателей с творчеством выдающихся
    шахматных композиторов. Решение избранных этюдов и задач.
    3. Разбор партий великих шахматистов. «Вечнозеленая» партия. Разбор партий из
    творческого наследия Х.Р. Капабланки, А. Алехина, Р. Фишера.
    4. Двусторонние игры, участие в турнирах. Игры без записи партий. Игры с записью
    партий и анализом допушенных ошибок. Игры с часами с укороченным контролем
    времени, в «быстрые» шахматы. Участие в турнирах. Шахматные фигуры, их
    сравнительная ценность. Ходы фигур. Мат как конечная цель игры. Ничья. Пат. Вечный
    шах. Правила игры.
    5. Теория окончаний. Легко фигурные окончания. Пешечные концы. Ладейный
    окончания.
    Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций.
    6. Решение шахматных задач (мат в 2 хода)
    Шахматная задача – это позиция на доске, в которой белым или черным нужно найти
    определенное решение, зачастую, поставить мат сопернику. Это отличный способ
    попрактиковаться находить решения в сложных позициях. В некоторых задачах может
    быть несколько решений. Надо в каждой позиции найти лучший ход, который приведѐт к
    правильному решению задачи.
    7. Шахматные комбинации
    Слово «комбинация» в словаре означает соединение, сочетание.
    Комбинацией в шахматах принято считать сочетание ходов с применением жертвы,
    которые объединены определенной идеей или целью. Используя специальную шахматную
    терминологию, – форсированный вариант.
    Шахматные комбинации – это боевые операции на шахматной доске, приводящие к
    успеху. Обычно комбинации сопровождаются жертвой фигуры. Чаще всего из
    комбинаций встречается двойной удар.
    Необходимо знать и уметь применять различные шахматные приѐмы, которые помогут
    быстро поставить мат сопернику, достичь большого материального и позиционного
    перевеса.
    Википедия предлагает нам достаточно разветвленную классификацию шахматных
    комбинаций: по мотивам, по объектам, по приемам, на отвлечение, завлечение и так далее.
    Можно классифицировать комбинации и по-проще: быстрые, матовые, лучшие,
    интересные, выигрышные.
    С точки зрения практической пользы, из всего этого многообразия, интерес представляет
    разве что классификация по результату.
    Старшая группа
    1. Совершенствование дебютной подготовки. Развитие фигур и борьбе за инициативу в
    дебюте. Королевский гамбит. Испанская партия. Сицилианская защита. Ферзевый гамбит.

    Цели программы

    Цель программы – создать возможности для интеллектуального, творческого развития детей посредством их обучения шахматной игре.

    Результат программы

    Группа начинающих шахматистов.
    Должны знать:
    -правила шахматной игры;
    -правила проведения турниров;
    -чемпионов мира по шахматам;
    Должны уметь:
    - разыгрывать простейшие комбинации;
    -иметь представления о принципах игры в дебюте;
    -уметь разыгрывать распространѐнные окончания;
    -уметь реализовывать преимущества;
    -решать шахматные задачи;
    Группы совершенствования:
    Шахматисты этих групп должны:
    -иметь опыт участия в шахматных турнирах;
    -знать основные дебюты;
    -иметь представления о принципах стратегии;
    -уметь вести позиционную игру;
    -знать историю шахмат с древних времѐн и до наших дней;
    -в совершенстве владеть дебютной подготовкой;
    -проводить многоходовые комбинации;
    -решать сложные шахматные задачи;
    -владеть тактическим и стратегическим мастерством;
    - иметь представление о психологической устойчивости шахматиста;
    -в совершенстве знать историю борьбы за шахматную корону.
    К концу обучения по программе обучающие
    Знают:
    - шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
    партнѐры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
    названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
    - правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку;
    нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;
    - названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
    - цель игры: мат, пат, ничья;
    - шахматную нотацию;
    - абсолютную и относительную ценность фигур;
    - приѐмы и способы матования одинокого короля;
    - историю возникновения шахматной игры;
    - правила игры.
    Умеют:
    - записывать шахматную партию;
    - проводить комбинации;
    - владеть техникой матования одинокого короля;
    - решать шахматные задачи;
    - записывать партию до 10-го хода.
    - приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;
    - повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти,
    внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности;
    - сформируют умения производить логические операции.
    - сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность,
    сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.
    Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную
    партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение
    применять их на практике.

    Особые условия проведения

    Особых условий нет.

    Материально-техническая база

    Важнейшим условием реализации данной программы является наличие помещения,
    просторного, хорошо освещенного, с необходимым количеством столов и стульев для занятия
    группы численностью 10 – 12 человек.
    - кабинет для занятий;
    - столы – 4 штуки;
    - стулья – 8 штук;
    - шахматные доски с комплектом шахматных фигур – 7 штук.
    - информационный стенд −1 шт.