Радиоэлектроника

Трудно назвать более популярный вид научно-технического движения в стране, чем радиолюбительство. Им охвачены люди самых разных возрастов и профессий.

Многочисленный отряд армии радиолюбителей составляют школьники. Радиолюбительство позволяет им закрепить на практике знание основ наук, полученных в школе, расширить общетехнический кругозор.

Сегодня современному человеку трудно обойтись без знаний в области электроники и радиоэлектроники. Ведь в быту нас окружают самые разнообразные радиотехнические устройства: радиоприемники и телевизоры, магнитофоны и видеомагнитофоны, радиотелефоны и личные радиостанции, многочисленные бытовые приборы, которые буквально напичканы электроникой. Прогресс радиоэлектроники, ее широкое внедрение в жизнь и быт, делает необходимым для человека любой специальности овладение минимум знаний об устройстве и принципе различных радиоэлектронных приборов и навыками пользования ими. Радиоэлектроника в настоящее время во многом определяет научно-технический прогресс, экономический и оборонный потенциал страны. Ее дальнейшее успешное развитие опирается на высококвалифицированных специалистов, энтузиастов своего дела.

Одним из эффективных путей овладения элементарными основами радиоэлектроники является радиолюбительство. Кружки радиолюбителей пользуются большой популярностью и, как правило, привлекают значительное число школьников.

Новизна

Дополнительная образовательная программа «Радиоэлектроника» является модифицированной, ее основой является разработка Борисова В.Г. «Кружок радиотехнического конструирования». Отличительными особенностями предложенной программы можно назвать следующие показатели:

■ изменена годовая учебная нагрузка;

■ внесение в учебно-тематический план такого раздела, как проектная деятельность;

■ материально-техническое оснащение обеспечивает минимальный минимум

обязательных практических работ.

Принцип построения программы: монопрограмма, а также имеет линейный характер освоения.

Программа первого года обучения предусматривает формирование у ребят теоретических знаний по основам электро- и радиотехнике и практических навыков в объеме, достаточном для осмысленного пользования измерительными приборами, макетирования, монтажа и налаживания оборудования.

Программа второго года обучения ориентирована на расширение и углубление теоретических знаний и практических навыков радиотехнического конструирования, приобретенных учащимися в период первого года обучения.

Программа третьего года обучения составлена с учетом материально -технической базы объединения и практического опыта, накопленного ребятами за предыдущие годы занятий радиотехническим творчеством.

Педагоги

Запасный Борис Александрович.

Содержание программы

Вводное занятие.

Теория. Краткая история радиоэлектроники. Радиолюбитель спасает экспедицию Нобиле. Передача сообщений на расстояние. Изобретение телеграфа Электромагнитные волны. Изобретатель радио А.С. Попов. Что означает слово электроника. Диагностика первоначального уровня знаний по предмету: «Беседа «Что я знаю об электро- и

радиотехнике».

1. Правила безопасности труда.

Теория. Ознакомление с оборудованием кабинета. Производственная санитария и меры безопасности при выполнении слесарно-монтажных работ, измерительно-наладочных работ. Электробезопасность. Использование инструментов.

Практика. Выполнение пробных работ на сверлильном станке. Пробная работа по использованию слесарно-монтажных инструментов.

2. Пайка и основы электрического монтажа.

Теория. Электрический монтаж и его основные виды (навесной, печатный). Пайка. Электрический паяльник. Припон, флюсы. Правила пайки. Основы технологии электрического монтажа.

Практика. Учебный демонтаж. Пайка проводников, радиодеталей, учебных блоков, вязка жгутов.

3. Основные сведения об электричестве.

Теория. Электризация тел. Электротехника – основа радиоэлектроники. Электрон. Объяснение явления электризации. Электрическое поле. Единица количества электричества.

Практика. Опыты с наэлектризованной эбонитовой палочкой. Притяжение равномерно заряженных легких шариков, подвешенных на нитке и отталкивание одноименно заряженных и т.д.

4. Постоянный электрический ток.

Теория. Электрический ток проводники и изоляторы. Направление электрического тока. Источники электрического тока. Электрическое напряжение. Величина тока. Электрическое сопротивление.

Практика. Опыты с батарейкой и электрической лампочкой. Измерение силы тока с помощью амперметра, измерение напряжения с помощью вольтметра. Измерение напряжения омметром. Сборка простейшие электрические схемы на макетных платах.

5. Основные законы постоянного тока.

Теория. Закон Ома для участка цепи. Основные свойства источников тока. Падение напряжения. Второй закон Кирхгофа. Тепловое действие электрического тока. Мощность электрического тока. Электрические схемы.

Практика. Опыты с батарейкой одной или двумя электрическими лампочками. Работа со справочной литературой (примеры условных обозначений радиотехнических элементов). Измерение падания напряжения на сопротивлениях. Решение задач на закон Ома, законы Кирхгофа.

6. Переменный ток.

Теория. Сущность электрического тока. Синусоидальные колебания. Токи низкой и высокой частоты.

Практика. Опыты по измерениям силы тока и напряжения в цепях переменного тока. Демонстрация теплового действия тока.

7. Сопротивления и резисторы.

Теория. Активные сопротивления. Резисторы. Классы точности резисторов. Значения резисторов. Мощность резисторов.

Практика Просмотр иллюстративного материала: чтение обозначений резисторов, их буквенная, цифровая и цветовая маркировка. Сборка простейших электрических схем на макетных платах.

8. Соединение сопротивлений.

Теория. Последовательное соединение сопротивлений. Параллельное соединение сопротивлений. Реостат. Делитель напряжения. Потенциомер.

Практика. Практическая работа «Соединение сопротивлений на монтажной плате». Измерение силы тока в ветвях параллельных соединений. Демонстрация работы реостата. Изучение конструкции различных потенциомеров.

9. Электрическая емкость и конденсаторы.

Теория. Электрическая емкость. Общие сведения о конденсаторах. Роль диалектрика. Емкость плоского конденсатора. Конденсатор в цепи постоянного тока. Конденсатор в цепи переменного тока.

Практика. Опыты с конденсаторами в цепях постоянного и переменного тока.

10. Виды конденсаторов.

Теория. Соединение конденсаторов. Основные параметры конденсаторов. Постоянные конденсаторы. Переменные конденсаторы. Соединение конденсаторов.

Практика. Изучение конструкции различных конденсаторов, их условные обозначения, цветовая маркировка.

11. Электромагнетизм.

Теория. Постоянные магниты. Магнитное действие тока. Катушка. Электромагнитная индукция. Взаимная индукция. Индуктивность.

Практика. Опыты с демонстрацией магнитных силовых линий с помощью железных опилок. Опыты с самодельными электромагнитами. Опыты «Электромагнитная индукция», «Взаимная индукция двух катушек на одном стрежне».

12. Некоторые свойства индуктивности.

Теория. Виды катушек. Индуктивность в цепи постоянного тока. Индуктивность в цепи переменного тока. Реальные катушки индуктивности. Высокочастотные катушки

индуктивности. Основные параметры катушек индуктивности. Дроссели.

Практика. Изучение конструкции реальных катушек и трансформаторов. Проведение расчетов

Подведение итогов за 1 год обучения: диагностика знаний, умений, навыков в форме практической работы.

 

Цели программы

Приобщение подростков к занятиям техническим творчеством через организацию творческой деятельности в области радиоэлектроники.

Результат программы

Должны(могут) знать после первого года обучения:

- основные правила работы с инструментом

- знать обозначение резисторов, их буквенную, цифровую и цветовую маркировку;

- знать конструкцию различных конденсаторов, их условные обозначения, цветовую маркировку;

- знать конструкцию реальных катушек и трансформаторов;

- знать основные характеристики звука;

- знать устройство микрофона, наушника, динамика;

Должны(могут) уметь:

- проверять инструмент и устранять неисправности;

- выполнять пайку проводников, радиодеталей, учебных блоков, осуществлять вязку узлов;

- проверять напряжение равномерно заряженных шариков, подвешенных на нити и отталкивание одноименно заряженных;

- собирать простейшие электрические схемы;

- пользоваться измерительными приборами (измерять силу тока с помощью амперметра; измерять напряжение с помощью вольтметра; измерять сопротивление оммером);

- собирать простейшие электрические схемы на макетных платах;

- собирать схемы электронных игрушек;

- измерять силу тока в ветвях параллельных соединений;

уметь собирать простейшую схему электронной линии.

Должны (могу) знать после второго года обучения:

- знать методы пользования справочниками по транзисторам, диодам,

Должны (могут) уметь:

- сверлить отверстия, травить печатные платы, производить пайку радиодеталей,

- конструировать печатные платы,

- изготавливать монтажные платы,

- собирать простейший детекторный приемник,

- проводить опыты с катушкой и конденсатором в цепи постоянного тока,

- собирать схемы однополупериодных и двухполупериодных выпрямителей,

- составлять мостовые схемы,

- производить снятие вольтамперных характеристик транзисторов,

- уметь выбрать рабочую точку транзистора

уметь собирать схемы различных электронных устройств.

Должны (могут) знать после третьего года обучения:

- изготавливать стабилизаторные источники питания для нужд кружка;

- изготавливать простые устройства на основе триггеров и генераторов прямоугольных импульсов;

- изготавливать учебно-наглядные пособия для изучения интегральных триггеров на основе микросхемы;

- изготавливать электронные часы с цифровой индексацией;

- изготавливать приемники прямого усиления и простейшие супергетероидные приемники на транзисторах и микросхемах;

- изготавливать радиовещательные передатчики;

- овладеть методикой настройки антенны для радиовещания и телевизионного вещания;

- изготавливать источники питания компенсационного типа;

- отыскать и устранить неисправность в бытовой аппаратуре, имеющейся в кружке, в школе;

изготавливать приборы и устройства для демонстрации опытов по физике, проводимых в школе, кружке

Особые условия проведения

Особых условий не требуется.

Материально-техническая база

Ученический стол 800*1400 (мм)
Учительский стол 600*1200 (мм)
Стул ученический
Доска ДП-1
Стеллажи
Вешалка для паяльников
Паяльники электрические мощностью до 40 Вт
Плоскогубцы разные
Круглозубцы разные
Кусачки торцовые и боковые
Пинцеты
Монтажные или перочинные ножи
Отвертки с лезвиями шириной 2-8 мм и разной длины
Тиски ручные, настольные и слесарные
Дрель ручная с набором сверл диаметром 1...10 мм
Плашки и метчики для нарезания внешних и внутренних резьб разных размеров (М3, М4, М5)
Молотки
Ножовка слесарная ручная со сменными полотнами для работы по дереву и металлу
Нож-резак по металлу и пластмассе
Штангенциркуль
Угольники, линейки
Картон, бумага
Низкочастотные и высокочастотные биполярные транзисторы структур n-p-n и p-n-p
Клей «Момент»
Обмоточный провод диаметром 0,12.0,3 с любым изоляционным покрытием
Припой и техническая канифоль
Многожильный провод и изоляторы для антенны
Полупроводниковые точечные и сплавные диоды
Головные телефоны
Конденсаторы и резисторы разных типов и номиналов
Транзисторы полевые
Интегральные микросхемы
Малогабаритные межкаскадные (согласующие) и выходные трансформаторы и т.д.